“Горбачев”: необычный спектакль о бесконечной любви
Политики здесь не будет. Ну разве что самую малость — фоном, для понимания контекста. Эта история только о любви — безусловной, сильной и искренней. Той самой, которая больше, чем жизнь.
Режиссер Алвис Херманис раскрывает зрителям сразу две тайны: какой была личная жизнь четы Горбачевых и как на самом деле ведется работа актеров над ролью. Чтобы показать, что речь пойдет о подноготной, актеры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова начинают готовиться к спектаклю прямо на сцене. Разминаются, перебирают листы с текстом, неспешно накладывают грим. Пробуют разные голосовые модуляции, рассуждая, как и где у их героев «резонирует звук», экспериментируют с вариантами жестов и смеха. И попутно ведут монологи от лица своих персонажей. Кстати, говорят, что здесь нет ни одного выдуманного слова: все истории и реплики взяты из публичных выступлений, мемуаров и интервью Раисы Максимовны и Михаила Сергеевича.
Военное детство, юность, взросление, поступление в МГУ. Первая встреча, долгие ухаживания и, наконец, серьезное решение быть вместе всегда и везде. Отчасти именно оно стоило потом Горбачеву его политической карьеры. После путча 1991 года, когда толпа восторженных граждан ждала его около Белого дома, он не вышел к людям и не присоединился ко всеобщему ликованию, потому что у его жены случился микроинсульт: «Я не был женат на стране: ни на России, ни на СССР. Я был женат на своей жене и той ночью поехал с ней в больницу. Возможно, это было самое ключевое решение моей политической жизни».
«Если и есть один человек в двадцатом веке, который так масштабно повлиял на жизнь сотен миллионов, то это Горбачев, — говорит Алвис Херманис. — Именно он перерисовал карту всей Евразии, нашел ключ от тюрьмы, в которой мы пребывали, сделав шаг в сторону гласности. Лично я раньше думал, что СССР рухнул в силу экономических причин. Сейчас я уверен — это сделал один человек. И цель спектакля — понять, какие