«Жанна д’Арк из Сирии»: как Назик аль-Абид добивалась свободы для страны и для женщин
В молодости Назик аль-Абид сражалась за независимость Сирии, став первой в арабском мире женщиной в звании генерала. Затем она посвятила свою жизнь борьбе за права женщин — и добилась для них права голосовать
Назик аль-Абид с детства росла бунтаркой, страстно отстаивавшей свои интересы. Она родилась в 1887 году в известной в Дамаске семье, члены которой занимали важные государственные посты — например, дядя Назик был адъютантом и личным советником султана. Рано проявила талант к языкам — арабский и турецкий изучала в мосульской школе, где впервые столкнулась с несправедливостью: учителя пренебрежительно относились к арабским ученицам. Назик организовала акцию протеста, требуя уволить педагогов, но вместо этого была исключена сама. Будучи любознательным ребенком, она учила западные языки с репетиторами, пока не поступила в частную школу, которой владела и управляла американка — мисс Аттенберг.
Свое дальнейшее образование Назик продолжила в женском колледже в Стамбуле. Получив степень бакалавра в области сельского хозяйства, Назик не спешила искать работу по специальности. Она вернулась в Дамаск и начала писать под мужским псевдонимом статьи, в которых обличала слабости правящей династии и призывала общественность обратить внимание на женский вопрос. Вскоре ее заподозрили в связях с националистическим подпольем и отправили в Каир. В 1918 году она вернулась из Египта в Дамаск и присоединилась к местному национальному движению.
«Я шла в бой, а не в кабаре»
После Первой мировой войны Османская империя, существовавшая более 600 лет, распалась. Лига наций учредила систему мандатов для внешнего управления регионами, которые получили независимость, но, как считалось, не созрели для самоопределения. Кроме того, тайное соглашение Сайкса-Пико поделило сферы влияния европейских держав на Ближнем Востоке. Наконец, в 1919 году на бывших территориях Османской империи начала работать американская комиссия Кинга-Крейна, которая должна была исследовать регион и дать рекомендации по его политическому будущему.
Сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире комиссии делегации сириек под предводительством Назик аль-Абид — дочери бывшего губернатора Мосула. Она встретилась с президентом Вудро Вильсоном (в нем сирийцы, не желавшие, чтобы страна стала подмандатной территорией) и в знак того, что Сирия — светская и либеральная страна, сорвала хиджаб. Этот поступок не прошел незамеченным — один сирийский правительственный чиновник сказал о ней в то время: «Бог создал ее полоумной, как мы можем дать ей право принимать политические решения?»