Первое, с чем покончил Михаил Сергеевич Горбачев — гонки на катафалках

MaximОбщество

Закончил холодную войну и развалил СССР: с чем вошел в историю Михаил Горбачев

Но первое, с чем покончил Михаил Сергеевич Горбачев — гонки на катафалках.

Олег «Апельсин» Бочаров

3072x2048_0xac120003_9065913461661936407.jpeg

Гонки на катафалках

Так прозвали бесконечную череду смертей советских генсеков. Престарелые партийные лидеры принялись помирать столь часто, что в какой-то момент гражданам Союза стало стыдно и смешно одновременно. Даже самые пугливые товарищи принялись рассказывать анекдоты о гонках на катафалках. И ждать, когда в Кремле вдруг самозародится молодой лидер. 11 марта 1985 года в должность генсека вступил Михаил Сергеевич Горбачев, ему было «всего 54», и уже в этот день многие поняли — что-то изменится.

Антиалкогольная кампания

Россия и сейчас сильно пьющая страна, однако и не сравнить с тем, что творилось во времена советские. Пили студенты, пили ветераны, пили депутаты, пили актеры — причем не только за кадром. Сейчас иногда жутковато смотреть старые советские фильмы, где даже учителя вдруг начинали пить за здоровье во время школьного собрания.

Масштабы пьянства были катастрофические, с этим начинал сражаться еще Андропов. Горбачев объявил о начале новой, решительной антиалкогольной компании через два месяца после прихода ко власти.

600x400_0xac120003_16703135881636468343.jpeg
Продажа алкогольной продукции с рук на Ярославском вокзале в Москве. 1992 год.

Идея была отличная, многие искренне её поддержали — в первую очередь жены и матери алкоголиков, начальники производств, колхозные активисты. Подкачало исполнение. Началась показуха, кампанейщина, вырубка виноградников и массовое самогоноварение. Был нанесен колоссальный удар по экономике, Горбачева прокляли все, кто мог проклинать.

И все же, вопреки распространенному заблуждению, антиалкогольная компания принесла определенные плюсы. Чуть увеличилась продолжительность жизни мужчин, да и в целом переменился моральный вектор у населения.

Ускорение, перестройка

Горбачев принял советскую экономику и производство в состоянии глубочайшей стагнации и даже деградации. Не все советские граждане понимали этот факт, однако в Москве народ открыто поговаривал — надо что-то делать, иначе люди не переживут очередную «Продовольственную программу».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении