Зачем смотреть спектакль «Собрание сочинений» — рефлексию по поводу наследства
Первым спектаклем Виктора Рыжакова в статусе худрука театра «Современник» стало «Собрание сочинений». Текст написал Евгений Гришковец. Разбираемся, чем примечательна постановка и как бытовой сюжет стал поводом для объединения поколений «современниковцев».
С чего все начиналось
«Собрание сочинений» априори воспринималось как программное высказывание Рыжакова, который сменил в начале 2020 года на посту художественного руководителя театра Галину Волчек, скончавшуюся в конце декабря 2019 года. Созданный в 2020 году писателем Евгением Гришковцом текст нигде не публиковался и не ставился, а театр к драматургии Гришковца обратился впервые.
Свою работу команда Рыжакова и приглашенные им режиссеры начали с рефлексии — 65-й для театра сезон 2020-2021 посвящен Галине Волчек. А концепцией развития театра объявлено «Будущее в прошлом/Future in the past». Движение вперед предполагается через переосмысление мужественного опыта «Современника» и возвращение к истокам. Интересно, что роль Марины Сергеевны, вдовы, собирающей детей попрощаться с домом, играет главная актриса Волчек Марина Неелова, а уехавшего в Америку старшего сына Сергея — внук основателя театра Никита Ефремов. А новый владелец квартиры, которому и достанется «Собрание сочинений» — Виктор. Совпадение? Едва ли.
Кто такой Евгений Гришковец для театра нулевых
Евгений Гришковец в начале 2000-х практически ввел моду на новую искренность и задушевность — отчасти простодушную, но оттого будто бы еще более притягательную. Гришковец в нулевые поразил театральную Москву спектаклями-монологами и получил признание не только зрителей, которые скупали билеты на «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно», но и критиков. Сейчас уже в это трудно поверить, но в Москву Гришковца и его «Как я съел собаку» привез фестиваль NET («Новый европейский театр»), который считается одним из самых продвинутых. В целом фокус NETa — театр завтрашнего дня и европейский театр.