Зачем OceanGate отправляла людей на экскурсии к «Титанику» с риском для жизни
Вечером 22 июня в Атлантическом океане нашли обломки туристического батискафа «Титан», принадлежавшего американской компании OceanGate Expeditions. На борту был ее основатель и директор Стоктон Раш, пилот и три туриста, которые отправились с экспедицией к затонувшему «Титанику» 18 июня и пропали с радаров. Компанию ранее привлекали к суду за недостаточные меры безопасности, о рисках предупреждали и многие эксперты. Почему туристы все равно погружались на дно с риском для жизни за сотни тысяч долларов, разбирался Forbes.
«Видишь опасный объект — не заплывай»
В 2022 году в подкасте с журналистами CBS основатель OceanGate Стоктон Раш признался, что всегда боялся застрять под водой на борту батискафа. «Больше всего я беспокоюсь о вещах, которые могут помешать всплыть на поверхность, — сказал он. — Препятствия, рыболовные сети, что-то, в чем можно запутаться. Но тут все понятно: видишь опасный объект — не заплывай под него. Видишь сеть — держись от нее подальше. Всего этого можно избежать, если двигаться медленно и аккуратно».
Пока точно неизвестно, что именно стало причиной трагедии, случившейся с батискафом «Титан», но OceanGate уже сообщила, что считает всех членов экипажа погибшими. «Наш гендиректор Стоктон Раш, Шахзада Давуд и его сын Сулейман Давуд, Хэмиш Хардинг и Поль-Анри Наржоле, к сожалению, погибли», — говорится в заявлении компании.
В подкасте 2022 года, отвечая на многочисленные вопросы журналиста CBS, Стоктон Раш настаивал, что никаких сомнений в безопасности его судна нет. Тем не менее еще в 2018 году компания получила несколько предупреждений, в том числе от собственного директора по морским операциям Дэвида Локриджа. В отчете он указал, что судно нуждается в дополнительных испытаниях и предупредил об опасности для пассажиров при достижении подводным аппаратом экстремальной глубины. Так, смотровое окно в передней части батискафа было сертифицировано только для работы на глубине до 1300 м, а батискаф совершал погружения на глубину до 4000 м. Тогда Раш не прислушался к критике и предпочел уволить усомнившегося сотрудника, а также подал на него в суд за разглашение коммерческой тайны. Тот в ответ подал в суд на компанию за несправедливое увольнение, утверждая, что разглашенная им информация имеет общественную значимость, поскольку речь идет о безопасности людей.
Это не единственный судебный иск, с которым пришлось столкнуться компании. В феврале этого года супружеская пара Марк и Шэрон Хейгл, которые в 2022 году были на борту корабля Джеффа Безоса Blue Origin, подали в суд на Стоктона Раша, утверждая, что он взял с них $210 258 за экскурсию к «Титанику», зная, что батискаф — тогда это был Cyclops 2 — не готов к такому путешествию.
Еще один бывший сотрудник компании на условиях анонимности сказал CNN, что его тоже беспокоили вопросы безопасности, в частности он сомневался, что углеводородное волокно подходит для такого типа судна. Похожие сомнения высказал и режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон.
18 июня 2023 года выяснилось, что страхи и предостережения были не напрасными: связь с батискафом пропала спустя почти два часа после погружения в 700 км от канадского острова Ньюфаундленд, его не могли найти несколько дней, пока в четверг вечером обломки судна не всплыли в районе, где более ста лет назад затонул «Титаник».
Подводные туры для желающих посмотреть на затонувшие корабли компания OceanGate начала организовывать в 2017 году, а к «Титанику» первые туристы отправились в 2021-м. Одно погружение длится восемь дней и стоит $250 000 — в два раза больше, чем каюта на «Титанике» в пересчете на современные деньги. Согласно расписанию на сайте OceanGate, на 2023 год были запланированы 13 таких экспедиций. Возможно, на эту идею Раша вдохновила жена, предки которой были жертвами катастрофы на «Титанике», затонувшем в 1912 году.