Зачем фейсбуку (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) столько персональных данных
И как соцсети используют так называемые темные паттерны, чтобы заставить вас делиться информацией.
В 2010 году в компании Electronic Frontier Foundation заметили, что фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) запрашивает у пользователей все больше данных. Этот феномен в шутку окрестили «персональным цукерингом» (Privacy Zuckering). Однако на самом деле это не слишком смешно, ведь по факту вас обманом заставляют делиться информацией, которую вы, возможно, не хотели предоставлять.
За последние 10 лет фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пережил достаточно скандалов, чтобы понять – людям не наплевать на то, что их выбор контролируют. В прошлом году компания даже заплатила штраф в размере $5 миллиардов за «ложные заявления о способности потребителей контролировать конфиденциальность своих личных данных». Но даже после этого «цукеринг» и другие теневые методы контроля остались не только в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), но и в других соцсетях.
Например, недавно в твиттере начало появляться всплывающее окно с фразой: «Все в ваших руках», которое предлагало «включить персонализированную рекламу», чтобы «улучшить качество того, что вы видите» на платформе. Но на деле все оказалась не так просто: соцсеть использовала специальные слова и фразы, чтобы манипулировать выбором настроек пользователя.
Так, чтобы в вашей ленте не появлялась таргетированная реклама, нужно было выбрать опцию «Оставить менее релевантную рекламу». А кто же захочет отметить такой вариант?
Впрочем, это довольно старый трюк, который фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) использовал еще в 2010 году, когда навязчиво предлагал пользователям персонализацию на сторонних сайтах. Любой, кто отказывался, видел всплывающее окно с вопросом: «Вы уверены? Разрешение мгновенной персонализации даст вам больше возможностей при просмотре веб-страниц». До недавнего времени фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) также предостерегал людей от отказа от функции распознавания лиц: «Если вы отключите распознавание лиц, мы не сможем использовать эту технологию. И не сможем предостеречь вас, если посторонний пользователь использует вашу фотографию, чтобы выдать себя за вас». Кнопка включения настройки была ярко-синего цвета, а кнопка для отказа – куда менее привлекательного серого.
Исследователи называют такие дизайнерские решения и слишком завуалированные формулировки «темными паттернами». Термин обозначает попытку манипуляции вашим выбором. Помните все те разы, когда инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) просил вас «включить уведомления», но не предлагал возможности отказаться? Это темный паттерн. А когда LinkedIn показывает только часть нового сообщения в электронном письме специально для того, чтобы вы зашли на платформу? Да, это он же. А когда фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) перенаправляет вас на кнопку «выход», если вы пытаетесь деактивировать или удалить свою учетную запись? Думаем, вы догадались.