Зачем делать новый браузер и как бороться с Chrome, когда зависишь от его движка: интервью с создателем Opera и Vivaldi
«Работаем. Вот, собственно, и вся борьба», — рассказывает Йон Стефенсон фон Течнер о попытках занять заметное место на рынке. На его браузер Vivaldi перешли больше 2 млн пользователей за пять лет.

Йон Стефенсон фон Течнер возглавлял Opera 15 лет с момента основания. В 2011 году из-за разногласий с советом директоров он покинул компанию и в 2015 году начал с нуля — взялся за разработку браузера Vivaldi.
Течнер часто повторяет, что для него важен «дух старой Opera», когда бизнес строится вокруг желаний пользователей, а не финансовых показателей. Например, Vivaldi не продаёт рекламу или данные пользователей и развивается без внешних инвестиций, чтобы сохранять независимость.
В апреле 2021 года Vivaldi исполняется пять лет. В интервью с vc.ru Течнер рассказал:
- Зачем нужен ещё один браузер, если есть Chrome, Safari и другие крупные разработки.
- На чем зарабатывает Vivaldi и как устроена работа в компании.
- Что происходит на рынке браузеров: нужен ли новый движок вместо Chromium и работает ли акцент на приватности.
- С какими проблемами сталкиваются разработчики альтернативных браузеров.
- Как будут развиваться браузеры дальше.
Зачем нужен ещё один браузер, если есть Chrome, Safari, Firefox и другие
Сейчас на рынке браузеров очень много игроков. В чём цель вашего проекта, чем он отличается от остальных браузеров?
Мы начали создавать Vivaldi, потому что во всех остальных браузерах идёт фокус на упрощение функций: пользователь просто смотрит страницы сайтов, ничего особенно в таких браузерах нет.
Мы же стараемся следовать за запросами от пользователей и разрабатываем развитый браузер, в котором есть множество функций, который можно настраивать под свои нужды. Наш фокус — на пользователях, а не на попытках всё упростить, как это делают другие.

Не получится так, что браузер станет комбайном, работающим медленнее остальных?
Это непростой вопрос. Дело в том, что «облегчённые» браузеры в чистом виде могут работать быстрее и для каких-то задач подходят. Но на самом деле пользователям нужно больше функций, поэтому они устанавливают расширения.
Расширения часто конфликтуют друг с другом или не очень отлажены для конкретного браузера — начинаются «тормоза». Набирая функциональность, пользователи снижают производительность своего браузера.
Мы нашли баланс: функции, которые пользователи добавляют как расширения, мы встраиваем в Vivaldi и отлаживаем, чтобы всё работало нормально.
Получается, что в каком-то параметре Vivaldi чуть медленнее, чем другие браузеры, например, Chrome. Но в комплексе все добавленные и протестированные функции работают быстрее, чем Chrome с такими же расширениями.
Немаловажный аспект: скорость браузера — это не только скорость загрузки страницы. Она складывается из двух компонентов — скорости работы приложения и скорости работы пользователя с этим приложением.
Если разбираться, то программа, обвешенная расширениями, в чистом виде работает быстрее, но на самом деле для пользователя работа проходит медленнее, чем в Vivaldi, у которого столько же функций и есть возможность их настроить.
Какие функции Vivaldi, по вашему, сделаны лучше, чем у других?
Мы всегда прислушиваемся к отзывам и предложениям пользователей. По нашему опыту очень популярна возможность расположить вкладки сверху, снизу или сбоку браузера.
Есть несколько способов группировки вкладок, а также уникальная функция — разместить несколько вкладок в одном окне и одновременно просматривать несколько страниц. Например, расположить их рядом по две-три или мозайкой.
И подобных функций у нас много — например, настройка контекстного меню, чтобы пользователь мог сформировать свой стиль работы. Эти функции очень популярны среди пользователей, и они делают нас уникальными. Хотя у нас, кстати, копируют.
Какие функции у вас скопировали?
Сравнительно недавно были скопированы боковые панели, где размещаются веб-сайты, чаты и другие каналы. В прошлом году подобную опцию добавили в Firefox.
Чем отличается разработка Vivaldi от того, как вы разрабатывали Opera? Например, как выбираете новые функции или как управляете компанией?
Я больше знаком с тем, как разрабатывалась прошлая Opera, а не современная, потому что сейчас это немного разные компании. Мы стараемся сохранить дух старой Opera, тем более, у нас в команде много людей которые над ней работали.
С другой стороны, разработка кода изменилась. Так как ядро не наше (Vivaldi основан на Chromium, а не на своём движке, как «старая» Opera, работавшая на Presto — vc.ru), приходится много работать с чужим кодом и адаптировать его под наши нужды. Учимся по ходу дела.
А вот философия осталась прежней — следовать за запросами пользователей и дать им то, что им нужно: максимально удобный опыт сёрфинга и функции для ежедневной работы.
Вы сначала переносите старые функции Opera, а затем развиваете браузер по новым запросам, или процесс добавления новых фич выглядит как-то иначе?
Да, изначально мы старались перенести популярные функции из Opera, но сейчас у пользователей немного другие запросы, время изменилось.
Мы стараемся комбинировать: параллельно добавлять то, что было в Opera, и то, что востребовано сегодня. Например, в Opera был довольно популярный почтовый клиент, сейчас он есть у нас в тестовой версии.
В то же время в Opera не было календаря, сейчас мы добавили его в браузер, как и группировку вкладок. Она была в Opera в простом виде, но по запросам пользователей мы её усовершенствовали.
Как вы определяете, какие функции добавить? Откуда берёте идеи?
В большей степени мы следуем за запросами пользователей и стараемся сделать функции более продвинутыми.
Каким должен быть браузер в представлении современного пользователя?
Есть две основные черты современного браузера: адаптация под нужды пользователей и приватность.
Он должен отвечать индивидуальным запросам людей, поэтому мы и делаем Vivaldi настраиваемым: кому-то нужен браузер попроще, кому-то нужны новые функции. Это первый аспект. Второй — безопасность, чтобы шанс утечки данных был минимальным.
Как вы обеспечиваете конфиденциальность пользователей?
В первую очередь мы не собираем данные пользователей и не зарабатываем на них, в отличие от других сервисов и браузеров. Это наше самое главное убеждение, которое мы всегда подчёркиваем.
Мы считаем ненормальным и неестественным, когда приложение начинает собирать информацию о пользователе, создавать его профиль, а потом с ним что-то делать, например, монетизировать.
Мы стараемся не позволять другим сервисам собирать данные о наших пользователях. Мы добавляем функции, которые дают возможность отключить трекинг. Например, встроенный блокировщик рекламной слежки и приватный режим.
На чем зарабатывает Vivaldi и как устроена работа в компании
По какой бизнес-модели работает Vivaldi?
Всё просто. Часть денег мы получаем от партнёрства с поисковыми системами, встроенными в браузер, часть — с партнёрских ссылок, например, Booking.com, Amazon.com, AliExpress. Мы зарабатываем с покупок пользователей у партнёров.
Есть ещё какие-то дополнительные источники заработка, о которых вы задумываетесь?
Нет, мы не планируем новых путей, в целом бизнес-модель работает. Вопрос только в увеличении числа пользователей.
В 2019 году вы говорили, что для самоокупаемости нужно пять миллионов пользователей. Удалось достигнуть этого показателя?
Пока мы не достигли нужной цифры, но в росте базы пользователей есть очень хороший прогресс. За 2020 год база выросла на 70%. На начало 2021 года мы достигли 2,3 млн активных пользователей в месяц.
Как вы привлекаете пользователей?
В основном мы растём за счёт рекомендаций, поэтому для нас главное — делать хороший продукт, чтобы пользователи рассказывали о нём своим друзьям и знакомым.