Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится»
Сергея Горшкова — пожалуй, самого известного фотографа дикой природы из России — очень сложно застать на месте и уговорить на интервью. Например, когда мы связались с ним, он был в Африке. Мы благодарны Сергею за то, что он нашел время между съемками, чтобы рассказать нам о своей работе. Получился монолог, а не интервью, но сколько в нем захватывающих моментов!
Сергей Горшков — основатель Российского союза фотографов дикой природы, обладатель множества национальных и международных наград, первый фотограф из России, победивший на самом престижном конкурсе в мире — BBC Wildlife Photographer of the Year, автор девяти фотоальбомов и множества экологических инициатив. В частности, репортаж Сергея в социальных сетях и в журнале National Geographic подтолкнул российское руководство включить остров Врангеля в программу по очистке Русской Арктики от мусора.
Любимые модели
«Сложно сказать, какое животное более фотогеничное. Например, для меня лиса фотогеничнее медведя, но на Камчатке мой любимый герой все‑таки он».
Медведь
«Именно камчатские медведи разожгли во мне искру страсти к съемке дикой природы, и медведи теперь являются моей визитной карточкой как фотографа. Первые встречи с медведем поразили меня. Вдохновленный увиденным, я решил сделать фотоальбом, посвященный только ему. Не без некоторой тревоги я начал снимать на Курильском озере. Просмотр первых же фотографий развеял все мои опасения. Я понял: дух медведя схвачен, останавливаться нельзя!
Когда я начинал снимать медведей, хотел показать их хищническую натуру, но, поработав с ними в течение нескольких лет, я увидел и узнал об этих животных многое другое. В итоге альбом “Медведь” получился совсем о другом: я включил в него фотографии, показывающие красоту животного, его жизнь, в которую мы не вправе вторгаться.
Я навсегда запомнил первого медведя, который меня преследовал и пытался атаковать. Встретились мы весенним утром, он спал в густом стланике, и снимать было невозможно. Когда поднялось солнце, я решил оставить медведя, чтобы вернуться к нему вечером, когда свет будет более мягким. Он не обращал на меня ни малейшего внимания, и я стал медленно удаляться, по привычке оглядываясь. Повернув в очередной раз голову, я увидел, что медведь уже мчится на меня. Нас разделяло около 100 м, а до лодки, которая стояла под берегом, было метров пятьдесят. Не раздумывая, я скатился по сугробу, как на санках, прямо к лодке. Когда медведь подбежал, я уже был в нескольких метрах от берега, и, понимая, что нахожусь в безопасности, быстро достал фотоаппарат и начал снимать зверя, который бежал по снегу к лодке. Сделав несколько кадров, я понял, что намерения у него серьезные: он не колеблясь бросился в воду и поплыл к лодке, не реагируя ни на крик, ни на удары весла о борт. Я завел мотор и отплыл на безопасное расстояние, а медведь, поняв, что добыча ускользнула, проплыл еще несколько метров, фыркнул и развернулся к берегу. Этот случай научил меня, что во время съемок медведей всегда нужно думать о своей безопасности.