К чему идет Sanlorenzo?
Производители яхт, работающие в сегменте 40+ м, хорошо понимают, что самое трудное в их бизнесе — найти способ развиваться, не утрачивая прибыльность компании. Этого сложно достичь даже на гребне волны идеальных рыночных условий, не говоря уж о периодах рецессии. Сейчас в отрасли сложилась ситуация, когда у верфей, по сути, нет выбора: чтобы не проиграть конкурентную борьбу до конца текущего десятилетия, они вынуждены искать пути декарбонизации своей продукции и производственных процессов, инвестируя в это значительные средства.
«Других вариантов нет, мы обязаны сделать это, — признается Массимо Перотти, председатель компании Sanlorenzo, — и времени осталось очень мало». Дело в том, что в декабре прошлого года Международная морская организация (IMO) скорректировала календарь декарбонизации мирового флота, сдвинув окончательные сроки полного отказа от ископаемого топлива с 2100 на 2050 год. Многих это шокировало: шутка ли — срезать полвека! Новая стратегия требует уменьшить выбросы вдвое уже к 2036 году, и, учитывая сравнительно низкий темп прогресса в судостроении, дедлайн буквально за углом.
На судоходство приходится 1,7% мировых выбросов парниковых газов, при этом прогулочные яхты производят лишь 0,22% от этого объема. Казалось бы, о чем переживать? Однако репутационные риски настолько велики, что отказаться от декарбонизации, сославшись на незначительный урон от яхт для окружающей среды, сейчас уже невозможно. По крайней мере в развитых странах, которые ратифицировали и ответственно выполняют Парижское соглашение по климату.
Оценив ситуацию, в Sanlorenzo решили, что пора действовать, и составили свою дорожную карту декарбонизации, которую Массимо Перотти обнародовал на выставке boot Düsseldorf 2023. Она подразумевает развитие по двум направлениям: верфь намерена постепенно переводить свои будущие суперъяхты на метанол и замещать дизель водородом на лодках длиной до 30 м. В целом стратегия не новая, учитывая, что, например, Lürssen и Feadship уже строят такие суда, да и предложения небольших водородных катеров на рынке тоже есть. Однако Sanlorenzo хочет лидировать в этом направлении, а потому заключила ряд важных стратегических соглашений с MTU/Rolls-Royce, Siemens, Volvo Penta и EODEV, чтобы получить результат в кратчайшие сроки. Итак, каков их план?
Сила в спирте, брат!
Уже следующим летом Sanlorenzo обещает спустить на воду и в сентябре показать в Монако 50-метровую суперъяхту с риформером метанола и модульными топливными ячейками Siemens суммарной мощностью 100 кВт. Они будут преобразовывать смесь метанола и воды (3:2) в электричество без вредных побочных продуктов. Очевидно, что этой энергии хватит только для покрытия бытовых нужд, но, по словам Перотти, это огромное достижение на первом этапе.
Ранее сотрудники Water Revolution Foundation изучили типичные модели эксплуатации суперъяхт и выяснили, что в движении они проводят в среднем десятую часть жизни, а остальное время стоят на якоре или в марине. Таким образом, топливные ячейки смогут решить большинство проблем с выбросом парниковых газов.
Сама по себе технология производства электричества из метанола достаточно зрелая, поскольку Siemens последние 20 лет разрабатывает и тестирует топливные ячейки вместе с немецкими и итальянскими ВМС. Установку из 20 модулей уже доставили на Sanlorenzo, чтобы смонтировать в корпус 50M Steel. Интеграция проходит под надзором регистра Ллойда, и параллельно там создают соответствующие правила и стандарты.