Грани высокой моды
Бывают платья, которые дороже машины или квартиры. О том, кто создает и приобретает самую дорогую одежду и актуален ли кутюр в наши дни, поговорим за осмотром коллекций последней Недели высокой моды.
Феномен высокой моды заключается в том, что на первый план здесь выходят искусство, виртуозность ручного труда, время, деньги и мастерство, потраченные на каждое изделие. Дословно французское словосочетание haute couture переводится как «высокое шитье», то есть высочайшее портновское мастерство по индивидуальному заказу. Считается, что одежда от-кутюр не имеет цены (другими словами, «бюджет не имеет значения»).
Конечная цель модельера, представляющего коллекцию на Неделе высокой моды, — создать нечто вечное и прославить свой модный дом. Порой шедевры сразу попадают в какой‑либо музей костюма, но основа клиентской базы любого кутюрного дома — элита общества, которая эту одежду заказывает, приобретает и носит.
Для кутюрье, а именно так называют модельеров, которые демонстрируют кутюрные собрания, работа в нише высокой моды — это возможность показать свое умение, дать волю воображению и освободиться от ограничений и трендов, навязанных рынком. Но не каждый желающий создать изделие ручной работы на заказ может называть себя кутюрье.
Во Франции понятие haute couture охраняется законом и Федерацией высокой моды. Именно Федерация по целому ряду требований определяет, какие дома моды имеют право считаться кутюрными. Эта организация (первоначально Синдикат) была основана 150 лет назад по инициативе Чарльза Фредерика Уорта, портного императрицы Евгении. Уже тогда модельеров волновали законы, авторское право и проблемы пиратства. В наши дни стать членом Федерации высокой моды могут не только модельеры французского происхождения.
Очередной смотр высочайшего шитья сезона осень – зима 2022/23 прошел в начале июля в Париже. На Неделе высокой моды публика увидела самые роскошные и дорогостоящие новинки. Участниками стали как постоянные члены Федерации — французские дома Chanel, Dior, Givenchy, Jean Paul Gaultier, Alexandre Vauthier и Schiaparelli, так и иностранные бренды в ее составе — итальянцы Valentino, Atelier Versace, Fendi Couture, Armani Privé, Elie Saab, голландцы Iris van Herpen и Viktor & Rolf. Среди приглашенных гостей Недели было немало оригинальных имен, в том числе японские и испанские бренды со своей историей и философией.