Звук времени
Василий Корецкий о фильме «Для Лучо», биографии любимого певца Италии и самой Италии
В летнем кинотеатре Garage Screen покажут новый документальный фильм Пьетро Марчелло («Мартин Иден»). Формально «Для Лучо» — байопик звезды итальянской эстрады Лучо Даллы, но Марчелло, как всегда, обращается к архивам, чтобы в очередной раз рассказать о необратимости истории и об Италии, которой больше нет
Смешной, немного неряшливый толстячок с гарибальдийской бородкой стоит перед телекамерами под конвоем парочки нелепо одетых ведущих (он — в каком-то средневековом костюме Арлекина, она — в блестящем коктейльном платье). Рядом с толстячком — корпулентная женщина неопределенного возраста в черных очках, она явно смущается и теребит совершенно неуместную в этой ситуации сумочку. Для сегодняшнего российского зрителя эти люди — никто, какие-то призраки из черно-белого прошлого. Для итальянцев же эти кадры — ностальгическая хроника, вызывающая умиление. Бородач и старушка — легенда национальной эстрады Лучо Далла со своей мамой, впервые попавшей на выступление сына.
Для итальянской поп-музыки Далла — это Макаревич, Таривердиев, Пахмутова с Добронравовым и Высоцкий в одном лице. Постоянный композитор Джанни Моранди (вместе они даже приезжали в СССР в конце 80-х), приятель режиссера Пупи Авати (в 50-е они играли в одном джаз-банде), исполнитель песен на стихи поэта-интеллектуала Серджо Бардотти, позже и сам начавший сочинять лирику. Кумир рабочих, докеров, студентов… всех!
А для режиссера Пьетро Марчелло Далла — символ ушедшей Италии. Необратимость истории, трагедия прошедшего времени — центральный мотив в творчестве итальянского документалиста, не так давно обратившегося и к игровому кино («Мартин Иден», 2019), но неизбежно вернувшегося к разглядыванию старых архивов и некрополисов. «Для Лучо» и начинается среди склепов и мавзолеев, на монументальном кладбище Болоньи, похожем на покинутую виллу из старого документального фильма Марчелло «Прекрасная и покинутая».