Вампир национальной безопасности
Михаил Трофименков о «Товарище Дракуличе», комедии о смысле жизни в советской Венгрии
7-й фестиваль венгерского кино Cifra откроется фильмом Марка Боджара «Товарищ Дракулич», ретрокомедией о вампирах в соцлагере, лучшие эпизоды которой заставляют вспомнить о «Монти Пайтоне».
«Товарищ Дракулич» экзотичен не потому, что рассказывает об охоте венгерской госбезопасности на вампира в антураже «гуляшного социализма» Яноша Кадара 1970-х годов: эка невидаль — вампиры. Куда примечательнее тот простой факт, что это, кажется, первая венгерская комедия на нашем экране за 35 лет. По-хорошему вульгарная и снятая с подкупающей небрежностью смесь соц-арта, абсурда и надрывного романса позволяет оценить, насколько по-разному русское и венгерское кино смеется над общим прошлым эпохи Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи.
Году примерно в 1980-м, после нескольких десятилетий на фронтах мировой революции, домой возвращается ветеран венгерского коммунистического движения товарищ Фабиан (Жолт Надь). Ну тот самый, что 1 января 1959-го въезжал в Гавану на одном танке с Фиделем и Че. Возвращается, как можно было бы предположить, на заслуженный отдых: из встречающих Фабиана соратников его подпольной юности давно песок сыплется. Ан нет, Фабиану его возраст ни за что не дашь: обряженный в модную укороченную дубленку, рассекающий на красном «Мустанге» и одним взглядом укладывающий в койку любую фемину, своей рокн-ролльной пластикой он удивительно похож на западногерманского городского партизана Баадера.
За человеком, который провел столько лет в тылу идеологического врага, будь он хоть трижды героем, нужен глаз да глаз. Фабиан буквально обложен подслушивающей и подмигивающей аппаратурой, чекисты чуть ли не прячутся под его ложем, хотя делят это ложе с ним тоже чекисты женского пола. Фабиан меж тем ведет себя все страньше и страньше. Улучает момент, чтобы украсть из больничного морозильника несколько