Фильм «Сущность» — о том, как правильно горевать

WeekendСобытия

Учебник по работе с горем

В российский прокат вышел фильм «Сущность»

Текст: Мария Магуайр

World Pictures

В наши дни человечество остро нуждается в инструкциях — но теперь не к микроволновкам (за кого вы нас принимаете!), а ко всем естественным процессам, будь то беременность или материнство. Не только коучи, но и кинематограф спешат на помощь и обучают правильным способам влюбляться, состоять в отношениях, быть счастливым. И — горевать.

У Дилана Саузерна, режиссера «Сущности», в послужном списке значится лишь несколько документальных работ и музыкальных клипов, а его биография в открытых источниках не содержит значимых жизненных катастроф, с которыми мог бы пытаться справиться автор через работу над фильмом. Поэтому предположим, что посягательство на экранизацию романа Макса Портера «Grief is the Thing with Feathers» случилось от любви к искусству в целом и литературе в частности.

«Grief», пока не переведенный на русский язык,— первый роман Портера, «выстреливший» девять лет назад. Работа сразу полюбилась британской критике, номинировалась на престижных литературных премиях и снискала похвалы за грациозное и интеллектуальное обращение с поэтическим наследием Великобритании. Во-первых, потому, что название — отсылка к известному стихотворению «Надежда — чудо в перьях»* Эмили Дикинсон, «Марины Цветаевой» от британской поэзии. Во-вторых, в портеровском романе речь идет о скорбящем отце двоих маленьких сыновей — он писатель и, пытаясь смириться со смертью жены, работает над новой книгой. И конечно же, эта книга не простая, а повествующая о другом писателе — Теде Хьюзе,— чья поэзия получила культовый статус в Европе и США. Центральный в художественном мире Хьюза цикл «Ворон. Из жизни и песен Ворона» вышел в 1970 году и был посвящен осмыслению самоубийств двух его жен: Сильвии в 1963‑м и Аси в 1969‑м.

* Перевод Григория Кружкова

В романе Макса Портера книга носит символическое название «Ворон Теда Хьюза на кушетке: дикий анализ». Название сразу посылает сообщение тем, кто в теме: термин «дикий анализ» использовал сам Зигмунд Фрейд в труде 1910 года, где рассуждал о вреде вольных интерпретаций бессознательного. Тот же Фрейд говорил о горевании как об определенном усилии, направленном на преодоление сопротивления, и ввел в 1917 году в тексте «Горе и меланхолия» термин «работа горя».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении