Свинотворение
Ксения Рождественская о «Гунде», документальном блокбастере о свинье
В прокат выходит «Гунда» Виктора Косаковского — документальная поэма о свинье, корове и курице, спродюсированная Хоакином Фениксом, вошедшая в шорт-лист «Оскара», но в итоге не получившая номинации. Феникс и Косаковский — веганы, но «Гунда» не столько их зоозащитный манифест, сколько признание в любви к миру без человека.
Свиноматка по имени Гунда рожает и выращивает кучу поросят. Куры осторожно бродят по лесу. Одноногая курица пытается куда-то убежать. Медленные нежные коровы обмахивают друг друга от мух и смотрят в камеру. Черно-белое изображение, жужжание и шорохи на саундтреке, медленный и безлюдный рай. Но поросят рано или поздно заберут на бойню, курице бежать некуда, все умрут. Новый документальный фильм большого режиссера Виктора Косаковского чуть-чуть напоминает триеровскую «Меланхолию», но такую, где герои ничего не знают: комету, убивающую все живое, видят и ждут лишь зрители.
Комета-убийца — это цивилизация, вечно голодный и вечно жрущий человек. Идея фильма о «троице» — свинье, корове и курице — возникла у режиссера более 20 лет назад. Потом он хотел назвать картину «Извинение». Почему человек решил, что он вершина эволюции и имеет право убивать живых существ ради еды? Почему человек считает себя венцом природы, а не ее частью? Сам Косаковский — веган, как и продюсер «Гунды» Хоакин Феникс. Фильм заставляет зрителей посмотреть в глаза своему будущему стейку, узнать его имя, и есть люди, которые после «Гунды» стали вегетарианцами.
Косаковский намеренно отказывается от надрыва, от кадров со скотобойней, от закадровых скрипочек, эмоционально шантажирующих зрителя. Он просто снимает норвежскую свиноматку. Коровы и куры снимались в других странах, но съедят и их.