Смирная провокационность
Волосы в Musee des Arts Decoratifs
В парижском Музее декоративного искусства открылась выставка, посвященная волосам. Вернее, так — посвященная волосам в разных местах человеческого тела, потому что во французском, в отличие от русского, для них существуют два разных слова. Поэтому изящное французское название выставки «Des cheveux et des poils» на русский переводится несколько тяжеловесным «О волосах на голове и на теле». Задуманная не без исследовательских амбиций, она моментально превратилась в народный хит, потому что изо всех сил стремится прежде всего развлекать зрителей.
Конечно, когда в одном из главных парижских музеев открывается выставка с таким названием, а в качестве ее постера использована работа Наро Пинозы, где классический аристократической мужской портрет XVII века кисти Якоба Фердинанда Фута смонтирован с современной фотографией накачанного волосатого мужского тела,— это уже практически готовый хит. С другой стороны, сложно сделать по-настоящему исследовательский выставочный проект, если берешься охватить период западноевропейской (или, как говорят в релизе, иудеохристианской) культуры с XIV века по наше время. Не менее сложно сделать его концептуальным, поэтому тут кураторы выставки ограничиваются констатацией очевидного: «Прическа в определенной форме может свидетельствовать о принадлежности к некой группе и позволяет осуществить политическое и культурное самовыражение в противовес обществу и установленному порядку. Скорее идеологический, чем эстетический, ирокез панков, небрежность последователей гранжа или бритые головы скинхедов — сильные творческие моменты, связанные с волосами». Ничего, впрочем, содержательного про эти «сильные творческие моменты» нам так и не рассказывают, и выставка остается собранием в той или иной степени курьезных моментов, связанных с волосами. И главным, конечно, становится вопрос, насколько они занимательны.