Случай тройного восстановления
Почему во МХАТе снова ставят спектакль 1940 года
В сложных и тревожных ситуациях театр охотно сбегает в прошлое. Под защитой проверенных имен и сюжетов можно «пересидеть» почти любые тяжелые времена. Однако сегодняшняя конъюнктура предлагает театру «традиции» и «преемственность» как дорогу не в укрытие, а в перспективное будущее. Культурная политика нуждается в новых успехах ожившего прошлого — и МХАТ имени Горького претендует на то, чтобы быть флагманом этого магистрального направления.
Новый директор МХАТа им. М. Горького Владимир Кехман, перечисляя в интервью «Московскому комсомольцу» будущие премьеры сезона, сказал среди прочего: «Сергей Десницкий восстанавливает „Три сестры“ Немировича-Данченко, и я уже сейчас вижу, что это будет шедевр».
Этот же спектакль Немировича-Данченко МХАТ имени Горького уже восстановил в феврале 2020-го: приуроченная к 160-летию Чехова премьера была одним из парадных проектов тогдашнего худрука Эдуарда Боякова. А в 2010-м тех же «Трех сестер» 1940 года восстанавливала во МХАТе имени Горького его тогдашний художественный руководитель Татьяна Доронина. Речь при этом каждый раз идет не о том, чтобы подновить обветшавший классический спектакль, а действительно поставить и выпустить его заново со всем премьерным размахом.
Названий, соблазнительных для реконструкторов, в запасниках и архивах МХАТа огромное множество. Именно поэтому случай тройного обращения к «Трем сестрам» особенно бросается в глаза. И если восстановление, предпринятое Татьяной Дорониной, обошлось почти без шумного рекламного фона, то в феврале 2020 года, при Эдуарде Боякове, информационный накал был уже совсем другим. «20.02.2020 г. всех нас ждет великое событие», — писал один из столичных информационно-культурных порталов; другие высказывались сдержаннее, но в том же духе. И вот всего лишь через два с небольшим года событие должно быть повторено — с другой постановочной командой.
Почему МХАТ имени Горького с такой настойчивостью возвращается к одному и тому же адресу, к двери, на которой написано «Немирович-Данченко, 1940 год»?
«Три сестры» — едва ли не главное название в театре ХХ века и один из краеугольных камней истории Московского художественного театра. Именно после «Трех сестер», поставленных Станиславским в 1901 году, Чехов и Художественный театр предстали своего рода неделимым символом русского психологического театра. Спектакль сохранялся в репертуаре МХТ долгие годы. Вторая постановка, созданная Немировичем-Данченко в 1940-м, тоже оказалась легендарной — и долговечной.