Сказка о потерянном имени
Ксения Рождественская об истории Алис Ги, первой женщины-режиссера, рассказанной голосом Джоди Фостер
Третьяковская галерея возобновляет свои кинопоказы российской премьерой фильма-расследования «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» Памелы Б. Грин об удивительной истории первой в мире женщины-режиссера. Будучи секретаршей Гомона, она начала снимать фильмы, экспериментировала со звуком и цветом, потом построила собственную киностудию, ее работами восхищались Эйзенштейн и Хичкок, а ее фильмография насчитывает более тысячи фильмов.
Когда Алис Ги пришла на собеседование в компанию Gaumont, ей сказали: «Вы слишком молоды». Она ответила: «Это пройдет». Ее взяли на работу.
В 1896-м Алис Ги, двадцатитрехлетняя секретарша Леона Гомона, решила попробовать снимать кино. Гомон не был против, но с условием, что это не будет мешать ее основной работе. Первая женщина-режиссер в истории кинематографа, она сразу начала с экспериментов с техникой съемки, делала цветные (точнее, раскрашенные) и музыкальные звуковые фильмы в самом начале ХХ века, работала во Франции и Америке, построила студию Solax и стала президентом собственной кинокомпании, прошла через банкротство и полное забвение. На стене ее студии была надпись: «Будь собой» — это выглядело предельно странно в те времена, когда перед камерой было принято актерствовать. Ее фильмы (а на ее счету больше 20 полнометражных фильмов, а всего — около тысячи) вдохновляли Эйзенштейна и Хичкока, но в последние годы жизни она занималась в основном тем, что писала мемуары, которые никто не хотел публиковать, пыталась указать на ошибки в киноэнциклопедиях, где ей приписывали чужое кино или вовсе о ней забывали, и надеялась найти пленки со своими фильмами, пропавшие за время Великой депрессии и Второй мировой войны. Она оказалась практически