Дмитрий Морозов (::vtol::): звук как открытое произведение

WeekendКультура

Синтезатор случайностей и ошибок

Дмитрий Морозов (::vtol::): звук как открытое произведение

Текст: Анна Толстова

«Zoltan», 2018. Фото: courtesy of ::vtol::

Московский медиахудожник Дмитрий Морозов (род. 1986), выступающий под псевдонимом ::vtol::, конструирует мультимедийные кинетические объекты и инсталляции, которые наполняют пространство странным звуком, а вместе с ним — ощущением, что не все в мире подчиняется принципам рациональности, целесообразности и выгоды.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

«Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины», — еще в 1967 году насмешливо сообщал зрителю концептуалист Брюс Науман в текстовом объекте, закручивающемся неоновой спиралью, не столько мистической, сколько вывесочной. Рядовой потребитель без инженерного образования едва ли может развернуто объяснить, отчего раздвигаются створки турникета, когда подходишь поближе, почему гаджет сам собой поймал сеть Wi-Fi и каким образом на маленьком кусочке пластика можно записать столько данных, — мир дизайнерских девайсов и пользовательских интерфейсов скрывает от нас мистические тайны, лежащие в основе технологичной повседневности. Можно подумать, что Дмитрий Морозов (::vtol::), как настоящий художник по Брюсу Науману, берется сорвать дизайнерские покровы с мира, разоблачить, расколдовать, выставить напоказ тайную, хитро придуманную технологическую начинку. Сенсоры, датчики, транзисторы, роутеры, радиометки, сканеры, реле, платы, чипы, светодиоды, насосы, электромоторы постоянного тока, индукционные нагреватели и прочие непонятные штуки, закрепленные на хрупких треножниках и фермах, оплетенные проводами, как кровеносными сосудами, перемигивающиеся лампочками и переговаривающиеся синтетическим звуком, кажутся живыми существами — как будто бы с электронных приборов сняли корпуса и под пластиковыми оболочками обнаружились бьющиеся сердца и дышащие легкие. Невозможно поверить, что все это сделано не рукой технаря, инженера или программиста, что проектировщиком и непосредственным изготовителем этих высокотехнологичных организмов был гуманитарий, искусствовед, выпускник факультета истории искусства РГГУ, автор магистерской диссертации про архитекторов Баухауса, эмигрировавших в США и создавших американский вариант интернационального стиля.

Морозов родился в семье ученых-историков, причем его мать была одним из пионеров digital humanities в СССР, занималась применением информационных технологий в архивном деле и в гуманитарных науках, так что в доме очень рано по советским и постсоветским меркам появились компьютеры и интернет. Родители-историки в свою очередь были детьми инженеров, причем дед с материнской стороны работал в космической промышленности, руководил строительством орбитальных станций на заводе имени Хруничева и всегда был рад проконсультировать внука по любому вопросу, касающемуся летательных аппаратов. Потому что внук со школьных лет увлекся авиацией и принялся составлять интернет-энциклопедии, посвященные самолетам, соединяя родительские и дедовские профессиональные пристрастия. Первой большой любовью Морозова стали самолеты вертикального взлета и посадки (VTOL, Vertical Take-Off and Landing) — отсюда и псевдоним ::vtol::, похожий на имена проектов в электронной музыке. На территорию современного искусства ::vtol::, собственно, и попал благодаря электрозвуку.

Забавно, что студент-искусствовед, занимающийся Баухаусом со всеми его медийными экспериментами, свое личное увлечение электронной музыкой, самодельные — по причине студенческой бедности — инструменты и выступления с шумовыми сетами в художественном контексте не рассматривал. К тому современному искусству, с каким знакомили в университете, он оставался равнодушен, а маргинальные круги нойзеров, где ::vtol:: прославился не столько как музыкант, сколько как автор замысловатых синтезаторов и драм-машин, которые конструировал для себя и на продажу, казались «зазеркальем творческого мира».

Шумовая музыка привела его в Термен-центр Андрея Смирнова при Московской консерватории — ::vtol:: подружился с негласным лидером терменовской молодежи Сергеем Касичем и по его совету начал двигаться от инструментов в сторону больших интерактивных мультимедийных инсталляций. Поворотным пунктом в его биографии стал фестиваль «АбРаКаДаБрА» 2009 года, проходивший в Большом винохранилище на «Винзаводе» и собравший пеструю компанию музыкантов, медиахудожников, театральных экспериментаторов из числа студентов курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ и видеоартистов из числа студентов Кирилла Преображенского в Школе имени Родченко.

Ниша саунд-арта на рубеже 2000-х и 2010-х была не занята — вскоре ее заполнило созданное Касичем сообщество SoundArtist.ru, важной частью которого сделался ::vtol::. Инсталляции, перформансы, музыка для спектаклей проекта «Платформа» и «Гоголь-центра», лекции и воркшопы — креативная индустрия жаждала свежей крови, чего-то дикого, непричесанного и неакадемического вроде уличных художников или саунд-артистов поколения YouTube, исповедовавших DIY-эстетику. После «АбРаКаДаБрЫ» были «Art-Завод» в Екатеринбурге, предшественник Уральской индустриальной биеннале; «Архстояние» в Никола-Ленивце; 4-я Московская биеннале, которую курировал Петер Вайбель, директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM); Transmediale в Берлине; многочисленные Ars Electronica в Линце; выставки в ZKM — в полном соответствии со своим именем ::vtol:: переживал вертикальный взлет карьеры и легко преодолевал границы, странствуя по миру с фестиваля в резиденцию этаким вагантом саунд-арта. Восемь лет назад ::vtol:: начал сотрудничать со знаменитой люблянской галереей Kapelica, созданной Юрием Крпаном как лаборатория экспериментального искусства, и с недавних пор живет и работает в Словении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нация и коллаборация Нация и коллаборация

50 лет «Лакомбу Люсьену» Луи Маля

Weekend
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

VOICE
Горный ветер Горный ветер

Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизни
«Тест на любовь»: женитьба времен пандемии «Тест на любовь»: женитьба времен пандемии

В МТМ — премьера мюзикла «Тест на любовь»

Монокль
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Читаем этикетки Читаем этикетки

Опасные и безопасные пищевые добавки: список и советы нутрициолога

Лиза
Мокрое дело Мокрое дело

Действительно ли детский энурез так страшен и когда нужно срочно к врачу?

Лиза
Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой

Как не допустить, чтобы бьюти-процедура обернулась для тебя серьезными рисками.

VOICE
Хайлайтер: зачем его применяют и как выбрать правильный Хайлайтер: зачем его применяют и как выбрать правильный

Чтобы получить идеальный макияж, пригодится хайлайтер

РБК
Ваш партнер — эмпат: 8 вещей, о которых стоит помнить Ваш партнер — эмпат: 8 вещей, о которых стоит помнить

Слово «эмпат» сейчас у многих на слуху, но что это значит на практике?

Psychologies
«Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями «Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями

Как найти баланс между ожиданиями окружающих и нашим собственным благополучием

Psychologies
Набросок города Набросок города

Владивосток: освоение пейзажа зоной

Weekend
Фантазировать и\или желать Фантазировать и\или желать

Как способность создавать в воображении миры может помешать жить в реальности

Psychologies
Автоматические ремни безопасности: гениальное изобретение или бестолковая ерунда? Автоматические ремни безопасности: гениальное изобретение или бестолковая ерунда?

Автопроизводители порой устраивали с ремнями безумные эксперименты...

Maxim
Завтра не имеет значения (Ленин в письмах Лидии Дан) Завтра не имеет значения (Ленин в письмах Лидии Дан)

В семье Цедербаум шестеро из восьми детей стали социал-демократами-меньшевиками

Наука
От алюминиевых коробок – к самолету. Окончательная сборка От алюминиевых коробок – к самолету. Окончательная сборка

Этапы окончательной сборки агрегатов самолета и их регулировка

Наука и техника
Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении

Почему шоу «Большие девочки» транслирует неправильные идеи

Psychologies
Искусство, черт побери! Искусство, черт побери!

«Коллекционер – это едва ли не каждый из нас»

Правила жизни
5 ярких мистификаций в истории русской литературы 5 ярких мистификаций в истории русской литературы

В мире русской литературы мистификация занимает особое место

Maxim
Самцы большинства видов млекопитающих оказались не крупнее самок Самцы большинства видов млекопитающих оказались не крупнее самок

Вопреки представлениям, самцы большинства млекопитающих не крупнее самок

N+1
Современные мечты о космосе: что делать, если ваш ребенок хочет стать блогером Современные мечты о космосе: что делать, если ваш ребенок хочет стать блогером

Отрывок из книги «Детство в режиме онлайн» Екатерины Мурашовой

Psychologies
Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова» Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

Я думал: «Боже, какой дурью мы занимаемся, чему же нас здесь учат?»

Коллекция. Караван историй
«Замужняя невеста»: женитьба двести лет тому назад «Замужняя невеста»: женитьба двести лет тому назад

В Театре Моссовета — премьера спектакля Евгения Марчелли «Замужняя невеста»

Монокль
Изотопы из шерсти волка-людоеда из Турку рассказали о его питании Изотопы из шерсти волка-людоеда из Турку рассказали о его питании

Биоархеологи проанализировали изотопный состав шерсти волка-людоеда

N+1
Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления

С какими трудностями сталкивается современный подросток?

СНОБ
Отдохни! Отдохни!

Досрочная пенсия для женщин: кому положена и как ее получить

Лиза
Женщины в деле Женщины в деле

Бизнес – дело мужчин? Как бы не так!

Лиза
Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт

Роман «Другие ноты» — о предательстве, горе, о недосказанности и молчании

Forbes
Рыцари супа Рыцари супа

Рыцари павийского супа придумали, как разогреть патриотизм историческим рецептом

Вокруг света
Сколько посадок самолета выдерживают шины и почему авиакомпании никогда их не покупают Сколько посадок самолета выдерживают шины и почему авиакомпании никогда их не покупают

Как устроены шины для самолетов и почему они так быстро изнашиваются

Maxim
Открыть в приложении