Рок и Марти
Василий Степанов о том, почему мы все еще смотрим и за что любим «Назад в будущее»
На экраны выходит отреставрированная версия фильма «Назад в будущее», которую студия Universal подготовила к его 35‑летию. Фильм-праздник, который четвертое десятилетие рассказывает о том, что все будет хорошо, приземляется в медиаповестку 2020‑го на шикарном DeLorean и действует как старый добрый антидепрессант.
Теплым октябрьским утром 1985 года ученик старших классов в школе городка Хилл-Вэлли Марти Макфлай опоздал на первый урок — все часы в доме его друга «Дока» Брауна отставали на 25 минут, а для тех, кто добирается в школу на скейте, это критично. Так что директор Стрикленд по привычке отругал разгильдяя, а герлфренд Дженнифер столь же привычно его утешила — Марти был симпатяга, играл на гитаре, и у них были планы на выходные.
Кажется, сюжет этой истории слишком хорошо знаком не только ровесникам Марти, но и тем, кто Марти в дети годится: буквально через 15 минут после титра «Стивен Спилберг представляет» комедия про вечно опаздывающего школьника перерастает в фантастический фильм о том, что, как бы ни тикали часики, опоздать в жизни на самом деле трудно — ведь времена особо не меняются. Марти окажется в Хилл-Вэлли тридцатилетней давности, когда его родители и сами учились в школе, чтобы в итоге понять, как мало он отличается от старшего поколения.
«Назад в будущее» — целиком о том, как опаздывать, а затем нагонять время, наживую сшивая эпохи во имя единения поколений. Именно таким задумал его автор сценария Боб Гейл. По легенде, идея пришла Гейлу в голову, когда он наткнулся в родительском доме на школьный альбом 1940‑х. Роберт Земекис упаковал эту историю личного открытия — оказывается, у старших в молодости тоже были мечты и разочарования! — в форму беспечного хита, в котором смешались лучшие голливудские ингредиенты. Бесшабашная комедия приправлена горькой ностальгией по былым временам, а фантастический сюжет разворачивается в знакомом на ощупь пространстве. Конфликт отцов и детей разрешается здесь