Анна Толстова о Льве Юдине

WeekendКультура

Родом из детской

Анна Толстова о Льве Юдине

«Лесной цирк», 1941

В Русском музее, в Михайловском замке, открылась выставка Льва Юдина «Сказать — свое...». Это первая подробная ретроспектива художника и второй — после недавней публикации его дневников и переписки — акт в драме возвращения имени Юдина в историю советского авангарда и модернизма.

Лев Юдин погиб под Ленинградом, в первом же бою, в начале ноября 1941 года — ему только что исполнилось 38 лет. Судя по выставке, у него тогда начиналась очередная новая жизнь в искусстве — вот уже несколько лет он был очень глубоко, как когда-то Малевичем, увлечен Митрохиным. Со старыми жизнями было покончено. Обэриутский «Детгиз» разгромили, Малевич умер, многие из ближайших друзей по группе живописно-пластического реализма исчезли — Стерлигова посадили, Ермолаеву расстреляли, и хотя о расстреле он знать не мог, но понимал, что страница эта перевернута: имена исчезнувших почти совсем исчезают из его дневников за 1937-й и 1938-й. Толстенный том дневников и писем Юдина «Сказать — свое...» четыре года назад опубликовала Ирина Карасик, сотрудница Русского музея, многие десятилетия занимавшаяся юдинским наследием. Теперь Ирина Карасик сделала одноименную выставку на основе коллекции Русского музея, обладающего самым большим корпусом юдинских работ, и других собраний, так что ее исследовательский долг перед художником исполнен.

Это «сказать — свое» сформулировано как программа в дневнике после смерти Малевича — Юдин был благодарный ученик, понимал масштаб учителя, но, похоже, переоценивал свою от учителя зависимость: его работы показывают, что он задолго до рокового 1935-го говорил на своем языке. Применительно к Юдину «свое» означает прежде всего сюрреализм — Ирина Карасик давно пишет о влечении Малевичевых учеников к сюрреализму, учителем не одобрявшемся, и Юдин в их кругу оказывается самым внимательным зрителем тех, кто в 1920-е попал в орбиту влияния Бретона, чуть ли не первым из советских художников ценителем Эрнста, Массона, Клее, Джакометти, Миро. Впрочем, эта компания была известна ему, за границей не бывавшему, исключительно по публикациям в иностранных журналах по искусству, благо в 1930-е их еще можно было вполне свободно достать в профильных библиотеках. Зал юдинского сюрреализма и есть самый сенсационный раздел выставки.

Зал этот составлен из фотографий, что принципиально. В графике и даже отчасти в живописи Юдина нетрудно отыскать дежурный набор сюрреалистических мотивов — скажем, образ куклы-ребенка, очеловеченной не в силу антропоморфности, а как объект переноса или проекции. Юдину случалось даже напрямую одалживаться у сюрреализма — в фотографическом разделе выставлена серия акварельно-гуашевых этикеток к коробкам для пудры 1937–1938 годов, и они выдают несомненное знакомство с искусством Арпа, кстати, поклонника Малевича (имя Арпа как старинного приятеля проскальзывает на страницах юдинского дневника). Однако именно обращение к фотографии — не для репортажа, а для художественной фиксации эфемерной бумажной скульптуры — придает Юдину вид такого «классического» сюрреалиста, единомышленника Мана Рея и Белльмера. Бумажные треножники, мачты, колонны, архитектоны, бычки, козы, лошадки и какое-то особняком стоящее, проволочно-пушистое существо под названием «Обезьянка» — все это делалось исключительно ради того, чтобы быть сфотографированным; Юдин прибегал к услугам профессионального

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нина Берия — комендант семейной крепости Нина Берия — комендант семейной крепости

Да, она была очень красивая женщина, а юной девушкой — можно себе представить!

Дилетант
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Диана Анкудинова, Ирина Поник. Не такая, как все Диана Анкудинова, Ирина Поник. Не такая, как все

За плечами восемнадцатилетней Дианы Анкудиновой победа в шоу «Ты супер!» на НТВ

Коллекция. Караван историй
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить

Когда повышенная утомляемость сигнализирует о серьезных проблемах со здоровьем

Лиза
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
«2 часа пролетают за 20 секунд» «2 часа пролетают за 20 секунд»

Дина Аверина и Дмитрий Соловьёв — гармоничная пара проекта «Ледникового периода»

OK!
Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

Что предпринимателей больше всего раздражает в деловом общении?

Forbes
Экономический код культуры Экономический код культуры

Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

Ведомости
Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
Открыть в приложении