Раздавленные классики
Как мультипликационный хоррор-сериал «Красный состав» проехался по русской литературе
«Кинопоиск Плюс» и more.tv выпускают первый сезон мультипликационной «Антологии русского хоррора» — наш, как говорят в аннотациях, ответ антологии «Любовь. Смерть. Роботы», шесть серий, созданных разными художниками по мотивам классической русской литературы. «Красный состав» не пощадил никого, даже и самого Пушкина.
В детстве у меня была мечта. Или нет, не так. В детстве мне попалась в руки книга «"Крокодилу" — 60 лет», изданная к юбилею одноименного журнала. Тексты, карикатуры в основном, разумеется, несмешные. Но одна разбередила душу. Дети перед кинотеатром где-то в аду. То есть в США. С афиши к ним тянут грязные лапы ковбой в сомбреро, гангстер в полумаске и какое-то непонятное человекообразное чудище с острыми клыками. Вероятно, вампир. Дети от монстров пытаются спастись. И внизу мелким шрифтом — что-то про то, как разрушают психику подростков на Западе так называемые вестерны и фильмы ужасов.
«Вот дураки,— искренне думал я,— да мне бы хоть одним глазком…» Но у нас за вестерны отвечал Гойко Митич (которого мы любили), а за фильмы ужасов — «Вий» с Куравлевым в роли Хомы Брута, который не пугал и даже не сильно веселил.
Позже, конечно, довелось приобщиться и выяснилось, что так называемые вестерны, равно как и фильмы ужасов, в основном барахло. Но не без исключений. Не без серьезных исключений.
И кстати,— смейтесь снобы — любовь к фильмам ужасов во мне осталась до сих пор. Та карикатура, наверное, виновата. И еще остался вопрос — почему в России-то не снимают их? Ну, хороших, я имею в виду. Вот уж, казалось бы, просто камеру включи — хоть в метро, хоть перед кассой супермаркета,— и через час можно даже не монтировать ничего. Премия «Сатурн» за лучший фильм ужасов в кармане.
Но нет. Только стыдная вторичная дрянь, жеваная жвачка, нескладные сюжеты, ущербные диалоги, слабоумные герои. Много видел, за слова отвечаю. Тем интереснее, конечно, было посмотреть на то, что получится из проекта «Антология русского хоррора: Красный состав» Алеши Климова и Юрия Степанова (не сочтите за панибратство — в титрах так и написано: «Алеша»).