Ради фильма, вместо фильма, вместе с фильмом, после фильма
Великие кинорежиссеры, создающие комиксы
Режиссер «Реальных упырей» и «Кролика Джоджо» Тайка Вайтити объявил, что экранизирует графический роман «Инкал», созданный его коллегой режиссером Алехандро Ходоровски в 1980-х. Критики уже назвали это лучшей киноновостью года. По этому поводу Никита Солдатов изучил, как и зачем Ходоровски и другие режиссеры на разных этапах карьеры переходили из кинематографа в комиксы и обратно.
Алехандро Ходоровски
Первый свой комикс «Анибал 5» Алехандро Ходоровски выпустил в 1966-м, за два года до премьеры первого полнометражного фильма «Фандо и Лис». В то время Ходоровски был известен как один из лидеров труппы «Паника», чуть ли не самого радикального театрального коллектива. На спектаклях-перформансах Ходоровски с соратниками обливали голых женщин медом, убивали гусей и пр. Дебютный эротико-футуристский комикс Ходоровски не сильно уступал в радикальности его постановкам. В нем помешанный на сексе киборг-шпион Анибал 5 защищал Землю от инопланетян-террористов, стремящихся уничтожить человечество с помощью армии клонов-нимфеток.
В следующий раз Ходоровски зашел на территорию комиксов спустя 15 лет, будучи уже в статусе одного из главных радикалов кино. Вместе с французским художником Мёбиусом, с которым он работал над масштабной и так и не случившейся экранизацией «Дюны» Фрэнка Герберта, Ходоровски выпустил в 1981 году графический роман «Инкал». Собственно комикс возник из рисунков, которые Ходоровски и Мёбиус делали к «Дюне», однако они сложились в совершенно иную историю — сатирическую космооперу о приключениях трусливого сыщика-алкоголика Джона Дифула. К нему случайно попадает загадочный артефакт Инкал — и за Дифулом начинает охотиться вся галактика, населенная роботами-проститутками, деревьями-вампирами, гигантскими крысами, питающимися человеческим страхом, и клонирующими себя политиками. «Инкал» произвел революцию в жанре, его цитировали все, от Люка Бессона до сестер Вачовски, а британский классик, автор комикса «Пипец» Марк Миллар назвал его лучшим графическим романом в истории. После успеха «Инкала» Ходоровски начал всерьез развивать собственную комиксовую вселенную — на данный момент в нее входят около 40 графических романов.
Лилли и Лана Вачовски
Как и Ходоровски, сестры Вачовски пришли в кино из комиксов. Они начали работать в 1990-х у Клайва Баркера, еще одного писателя, режиссера — и комиксиста. Создателя великого ужастика «Восставший из ада» в конце 1980-х позвали в издательство Marvel открыть подразделение хоррор-комиксов. Как раз над баркеровскими «Ectokid», «Hyperkind» и «Восставшим из ада» работали Вачовски и параллельно делали собственные комиксы.
Идея, из которой выросла «Матрица», появилась у них в процессе создания очередного комикса: «Мы думали о том, что такое „реальный мир", „миры в мирах", и проблеме виртуальной реальности, и вдруг нас осенило: а что если наш мир и есть виртуальный?» Разрабатывать идею сестры решили в итоге в виде фильма, но, чтобы уговорить продюсеров дать $60 млн на уже готовый сценарий, пришлось переделать его в комикс. Когда в Warner Bros. потребовали у Вачовски объяснить, на что они собирались потратить огромные по тем временам деньги, сестры наняли двух художников, Джефа Дэрроу и Стива Скроче, которые сделали 600-страничную раскадровку будущего фильма целиком— увидев ее, продюсеры больше не сомневались.