Присвоение истории
«Три тысячи лет желаний»: Джордж Миллер экранизирует Антонию Байетт
Показанный в Канне вне конкурса «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера, автора легендарной антиутопической панк-франшизы «Безумный Макс» (новая часть выходит в следующем году),— последняя премьера медленно умирающего лета и редкий нынче громкий западный проект в оскудевшем отечественном прокате.
«Три тысячи лет желаний» — экранизация философской и одновременно довольно лирической новеллы «Джинн в бутылке из стекла „соловьиный глаз"» британской писательницы Антонии Байетт, автора широко известного романа «Обладать». Главная героиня Алитея Бинни (в исполнении, как всегда, блистательной Тильды Суинтон) — сухопарая незамужняя британка, прилетевшая в Стамбул на помпезную международную конференцию нарратологов. Алитея из чужой выдумки сотворила свою реальность. Она обожает вымышленные истории, мифы и верит в предания старины глубокой пуще древних греков, ведь в окружающей жизни ни правды, ни смысла нет. Сперва Стамбул кажется Алитее городом, в котором ни фанатичному нарратологу, ни тем более даме в викторианском футляре места сегодня, увы, нет. Этот шумный мегаполис, раскинувшийся по обе стороны Босфора, купается в сладкой, как пахлава, китчевой чрезмерности, однако давно утратил всякую аутентичность: на центральном базаре большинство товаров произведено в Китае, изощренное прошлое окончательно отринуто ради упрощенного будущего. И только с каждого баннера на странников по-прежнему смотрит лицо бессменного, как и три тысячи лет назад, «султана», как бы намекая: из всех потребительских прав лишь свобода выбора до сих пор нам не по карману.