Помогательная сила
Как песни, сказки, маски и граффити собирали деньги для детей, бездетных, больных, врачей, крестьян и оппозиционеров

2020-й оказался годом не только многочисленных кризисов, но и неожиданных методов борьбы с ними: Артем Лоскутов написал картину в поддержку протестующих в Белоруссии, Бейонсе выпустила альбом в пользу Black Lives Matter, а Джоан Роулинг написала книжку для борьбы с COVID-19. Weekend решил изучить историю творческой благотворительности и выбрал примеры того, как писатели, художники, музыканты и кинематографисты создавали произведения искусства ради помощи другим.
Медицинская маска в пользу «Врачей без границ»
собрано: более $1,4 млн


В июне этого года Ай Вэйвэй разрисовал обычные медицинские маски, чтобы собрать деньги для благотворительных организаций, борющихся с коронавирусом. Самый известный китайский современный художник, живущий сейчас в Кембридже, придумал этот проект в процессе работы над документальным фильмом о локдауне в Ухане: «Я устал слышать споры насчет масок и их нехватки. Казалось бы, маска весит всего-то три грамма, но несет в себе так много смыслов. Сегодня человек в маске делает жест; общество в масках борется со смертельным вирусом. Однако равного доступа к ним нет, и богатые уже норовят украсть маски у бедных». На аптечной маске Ай Вэйвэй нарисовал через трафарет свой фирменный «фак», выложил фотографию в инстаграм и тут же получил сотни комментариев подписчиков с вопросом, где такую купить,— так и родился этот арт-проект. За месяц, начиная с конца июня, было продано 22 тысячи масок, сделанных вручную в студии Ай Вэйвэя, по $50 за одну и $1500 за комплект из 20 штук. Все вырученные деньги пошли в фонды «Врачи без границ», Refugees International и Human Rights Watch, борющиеся с COVID-19 в странах третьего мира и лечащие беженцев. Ай Вэйвэй говорит, что маски вообще и его маски в частности — не просто средство защиты, а произведение искусства, идеально отражающее эпоху: «Маска — это реди-мейд, символически заряженный объект, который ассоциируется и с революцией, и с грабежом, а теперь и с глобальной катастрофой». Кстати, документальный фильм об Ухане «КороНация» в самом конце августа вышел на платформе Vimeo On Demand: снятая в Китае десятками добровольцев и смонтированная художником картина рассказывает, какого количества человеческих жертв стоили беспрецедентные меры по изоляции, введенные в стране. От показа фильма отказались все мировые фестивали, а также Netflix и Amazon,— как считает Ай Вэйвэй, из-за страха поссориться с Китаем.
Рок-концерт в пользу ликвидаторов чернобыльской аварии
собрано: около 500 млн рублей

В 1986 году Алла Пугачева организовала первый в СССР благотворительный рок-концерт, чтобы собрать деньги для ликвидаторов и жертв аварии на Чернобыльской АЭС. Чтобы избежать бесконечного согласования программы с Минкультом, которое обычно растягивалось на месяцы, Пугачева и соорганизатор концерта Артемий Троицкий обратились за разрешением лично к секретарю ЦК КПСС Александру Яковлеву. Яковлев быстро дал добро, попросив только, чтобы концерт не выглядел как пир во время чумы, и пообещав не мешать «лишней заорганизованностью». Концерт с участием групп «Браво», «Автограф», «Круиз» и самой Пугачевой прошел в «Олимпийском» 30 мая 1986 года — спустя месяц после аварии — и собрал около 30 тысяч зрителей. Сколько было выручено на билетах, точно не известно, но после его всесоюзной телетрансляции начались массовые пожертвования на открытый в Госбанке счет помощи пострадавшим от аварии. К концу августа на нем было собрано около 500 млн рублей. После успеха в «Олимпийском» — о концерте сообщили и западные СМИ, от BBC до The New York Times,— в сентябре Пугачева дала еще один благотворительный концерт, уже недалеко от Припяти, специально для ликвидаторов аварии, которые на вопросы начальства, что им нужно привезти, попросили водку, апельсинов и Пугачеву.
Рассказ в помощь голодающим
собрано: 22 464 рубля
В 1874 году Иван Тургенев написал рассказ «Живые мощи», чтобы собрать деньги для самарских крестьян. После трех лет неурожая и отсутствия поддержки со стороны государства губерния оказалась на грани голода. В качестве основы для рассказа о молодой крестьянке, из-за болезни превратившейся в живую мумию, Тургенев использовал старый набросок для «Записок охотника» и «оболванил» его так, чтобы получилась история о «русском долготерпении». Вместе с произведениями Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Некрасова, Вяземского и других «Живые мощи» были опубликованы в «Складчине», первом русскоязычном благотворительном альманахе. Все средства от его продажи — более 20 тысяч рублей (для сравнения: столько же пожертвовал московский генерал-губернатор) — пошли голодающим крестьянам. Коммерческий успех сборника (весь десятитысячный тираж «Складчины» раскупили за несколько недель) многие приписывали именно рассказу Тургенева: в то время как прочие авторы, по выражению критика газеты «Новости», «уделили лепту из своих произведений по пословице: на тебе, Боже, что нам негоже», «Живые мощи» стали настоящим хитом. Жорж Санд, прочитав рассказ во французском переводе, сказала Тургеневу: «Мы все должны идти к вам на выучку». Шум вокруг рассказа Тургенева привлек внимание других благотворителей, общими пожертвованиями которых в итоге удалось предотвратить тысячи голодных смертей. Позднее Тургенев, прежде «не понимавший, что за птицу высидел», включил «Живые мощи» в переиздания «Записок охотника».
Мы остановились в деревенском трактире и стали пить чай. Товарищ мой принялся рассказывать не помню какой случай из своей жизни и упомянул о человеке, умиравшем с голоду и «худом, как скелет». — «Позвольте, барин, доложить,— вмешался старик хозяин, присутствовавший при нашей беседе,— от голода не худеют, а пухнут. Вот и мы в 1841 году все пухлые ходили» — «Ну и что? — спросил я,— были тогда беспорядки, грабежи?» — «Какие, батюшка, беспорядки? — возразил с изумлением старик.— Ты и так богом наказан, а тут ты еще грешить станешь?» Мне кажется, что помогать такому народу, когда его постигает несчастие, священный долг каждого из нас. Иван Тургенев, письмо Якову Полонскому, 1874
Постер в пользу кандидата в президенты
собрано: более $1 млн

В 2008 году Роберт Индиана создал плакат с надписью «HOPE», средства от продажи прав на который пошли на предвыборную кампанию кандидата в президенты Барака Обамы. Индиана всемирно прославился в 1965-м, когда по заказу Музея современного искусства в Нью-Йорке нарисовал рождественскую открытку со словом «LOVE». Вписанные в квадрат четыре буквы («О» была выделена курсивом) в трех цветовых вариантах (красный, синий и зеленый) стали практически логотипом поп-арта и вообще 1960-х с их свободной любовью. Сам Индиана повторил эту работу множество раз: не только на английском, но и иврите и китайском, не только в живописи, но и в скульптуре. Тысячи плагиаторов бесконечно растиражировали надпись на футболках, плакатах, брелоках и прочих туристических сувенирах — суд им не грозил, поскольку художник не стал регистрировать права на «LOVE», чтобы не мешать «распространению любви по миру». Распространившись по миру, «LOVE» затмила все прочие работы Индианы, так что художник ее едва не возненавидел. Но когда в 2008 году появился «в кои-то веки нормальный кандидат в президенты», Индиана решил вернуться к ней и сделал по лекалу «LOVE» плакат с предвыборным слоганом Барака Обамы «HOPE» («Надежда»). На этот раз права на изображение Индиана зарегистрировал, чтобы всю выручку передать в штаб Обамы. Всего на плакатах, кепках, скульптурах и прочем предвыборном мерче Индиане удалось заработать для кампании Барака Обамы более $1 млн.
Песня в пользу жертв геноцида
собрано: более $12 млн
В 1971 году Джордж Харрисон сочинил первую в истории благотворительную песню — в пользу миллионов бенгальцев, которые стали жертвами геноцида со стороны Пакистана. О гуманитарной катастрофе у себя на родине Харрисону рассказал великий музыкант Рави Шанкар, у которого Харрисон учился играть на ситаре. После того как разрушительный циклон «Бхола» породил огромные потоки беженцев и бездомных, власти Пакистана устроили настоящие концлагеря для бенгальцев, спровоцировав гражданскую войну в регионе, которая позже вылилась в провозглашение независимости государства бенгальцев — Бангладеш. Харрисон, самый успешный на тот момент экс-битл, решил рассказать о катастрофе по-своему. Он не только сочинил песню об «умирающей стране друга», но и позвал коллег выступить вместе с ним в «Мэдисон-Сквер-Гарден». На первое в своем роде благотворительное шоу с множеством звезд — от Боба Дилана до Эрика Клэптона — пришло более 40 тысяч человек. В итоге в 1971 году в помощь Бангладеш было собрано $250 тыс., а в течение следующих 11 лет — с заработка от песни и записи концерта — еще $12 млн. Харрисон стал первым музыкантом, получившим премию ЮНИСЕФ, и ввел в моду выпуск специальных благотворительных песен: Стиви Уандер после этого пел в пользу алкоголиков, U2 — в пользу жертв СПИДа, а Бейонсе — в поддержку Black Lives Matter.