Операция на открытом космосе
«Вызов»: мастер-класс консервативной режиссуры в условиях невесомости
На экраны вышел «Вызов» Клима Шипенко, вошедший в историю как первый художественный фильм, снятый в космосе. Несмотря на сенсационные достижения в области кинотехники, художественную составляющую сложно назвать современной.
Повреждение легкого у одного из космонавтов на МКС грозит обернуться фатальными осложнениями, а доставить его на Землю живым нет ни единого шанса. Из лучших хирургов страны собирают бригаду космической неотложки, чтобы после пары недель тренировок один из них отправился на станцию и сделал операцию — не сильно обременительную на Земле, но лишь в теории возможную в условиях невесомости. Но в результате этим «одним» оказывается «одна» — торакальный хирург Евгения Беляева (Юлия Пересильд), которая первоначально при всех раскладах должна была остаться на Земле. Но в результате и испытания на центрифуге выдержала, и способ фиксации пациента при отсутствии притяжения придумала, и саму будущую операцию нагляднейшим образом продемонстрировала на курице гриль в столовой Роскосмоса. И, прихватив с собой подаренного дочерью плюшевого маскота сочинской Олимпиады, отправилась по своему самому длинному во Вселенной вызову.
Если отвлечься от всем известных обстоятельств съемок «Вызова» и попробовать посмотреть на него, так сказать, на общих основаниях, становится понятно, что в рамках жанра «Вызов» расположился в области «космического реализма», не отягощенного излишней метафизикой: скорее поблизости от «Парней что надо» Филипа Кауфмана и «Аполлона-13» Рона Ховарда, чем в неевклидовых пространствах «Космической одиссеи», «Гравитации» или «Интерстеллара». И чувствует себя там вполне уверенно: на всякий носок, помогавший экипажу несчастливого «Аполлона»