Она разгадала убийство
10 сериалов с детективами-женщинами
Детектив — дело женское. И тут не нужно призывать в свидетели мисс Марпл или Джессику Флетчер из «Она написала убийство», копаться в экзотических случаях вроде британского «Розмарина и тимьяна» или американских «Острых предметов». Стоит просто оглянуться и попытаться вспомнить хоть одного эффектного, хоть чем-то особенным запоминающегося детектива-мужчину, возникшего на телеэкране за последние лет десять-пятнадцать. Их почти нет. А если и есть, то рядом обязательно женщина — на правах ведущего партнера или антагониста. Мы собрали неполный, но показательный список героинь, который подтверждает: женщины давно завоевали детектив и сегодня по праву доминируют в нем не только как авторки, но и как главные героини.
«Элементарно»
2012
Детектив против классики
История действительно элементарная, прямо основа основ: детектив-пчеловод из Британии борется с зависимостью и попутно раскрывает сложнейшие дела, перед которыми пасует полиция. Зовут сыщика Шерлок Холмс (его играет Джонни Ли Миллер), а совладать с наркотиками ему помогает доктор Джоан Ватсон в исполнении Люси Лю. Авторы верны древней традиции феминизации рассказов про Шерлока Холмса — родившейся задолго до XXI века благодаря советскому фильму «Мой нежно любимый детектив», где Холмса играла Екатерина Васильева, и продолженной позднее фильмом «Энола Холмс», который был спродюсирован Netflix. Классика от таких интерпретаций едва ли страдает, скорее наоборот, лишь укрепляет свои позиции.
«Элементарно» выходил на очередной волне шерлокомании, которая была спровоцирована выходом осовремененного британского «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем, однако тот факт, что шоу просуществовало целых семь сезонов, ясно демонстрирует, что создателям, которые решили переселить главного британского сыщика в Америку, а его напарника превратить в чертовски умную китаянку, удалось затронуть какие-то важные струны в душе своего зрителя. Щелкать зарвавшегося Холмса по носу должна была именно женщина. У героини Люси Лю в сериале роль куратора и одновременно ученицы Холмса. При безумном детективе Ватсон выполняет функцию агента чистого рацио (неслучайно сам Холмс заявляет: «С тобой я лучше, точнее, сфокусированней»), разрушая зрительские стереотипы и одновременно потакая им. Мы привыкли видеть в женщинах лучшую половину человечества. Если так, то Джоан Ватсон — лучшая из лучших (сможет даже присмотреть за черепашкой, брошенной Холмсом после отъезда из Нью-Йорка).
«Каменская»
1999
Детектив против лихого времени
Середина девяностых в России становится эпохой расцвета детективного жанра. Традиции советского милицейского детектива усваивают и перекладывают на новый лад Доценко, Кивинов, Незнанский. Но популярней большинства авторов знаменитой дешевой серии «Черная кошка» — Александра Маринина, чей десятитомник в 1997-м обгонит по продажам доселе непотопляемого Виктора Доценко, притом что ее книги — полная противоположность саге о Бешеном: они мягкие и неагрессивные. Кто-то скажет — «женские». Ее героиня, майор милиции Анастасия Каменская, живет жизнью обычного «бывшего советского интеллигента»: она — аналитик МУРа, гигант милицейской мысли, но ездит на работу на метро, пытается прожить на одну зарплату, выглядит невзрачно (обладая при этом уникальной способностью преображаться в красавицу при помощи губной помады). Каменская — «как все» и «гений» одновременно. Читая книги о ней, читатель, прочитывал историю из знакомой жизни и одновременно сказку про умную внучку, распутывающую козни злых волшебников. Сериал, неизбежно созданный по мотивам детективов в 1999 году, чтобы уравновесить чрезвычайный успех питерских «Ментов», немного сгладил фантастическую «обыкновенность» образа Каменской (хотя Елена Яковлева для этой роли, пожалуй, подошла идеально). Но главное осталось — как и в книгах Марининой, конкретное добро на экране всегда побеждало абстрактное зло, отчего зрителю становилось комфортно, и не последним условием этого комфорта был тот факт, что главная героиня — женщина.
«Вероника Марс»
2004
Детектив против эйджизма
Легенда гласит, что автор «Вероники Марс» Роб Томас первоначально планировал свой детектив как нуар с главным героем-юношей (именно в таком виде он рассылал текст по книжным издательствам). Однако позднее на него снизошло озарение: он переформатировал замысел, книга стала сериалом, а юноша — девочкой, которая выросла при папе-шерифе. По сюжету отец теряет должность после фиаско в громком деле — убита лучшая подруга Вероники Лили,— а отойдя от провала, открывает детективное агентство, специализирующееся в основном на разоблачении адюльтеров. Вероника становится его правой рукой и, помогая отцу, ведет расследование убийства подруги. Вскоре мрачные современные нуары с детьми-сыщиками станут привычным форматом для кино и телеэкрана («Кирпич», «Малыш-детектив», «Домой засветло»), но в начале нулевых «Вероника Марс» перекраивает шаблоны зрительских представлений. Популярность сериала огромна, судить о ней можно хотя бы по тому, как стремительно прошел на Kickstarter сбор многомиллионного бюджета на съемки полнометражного фильма, от продюсирования которого отказалась студия Warner.