Об Пелевина
Художественное расследование Родиона Чепеля о Викторе Пелевине
Документальный (и немножко анимационный) фильм Родиона Чепеля — по словам режиссера, подарок писателю на 60-летие (в день юбилея, 22 ноября, «Пелевин» выйдет на платформе KION). В этом подарке есть навозные жуки, бабочки и сфинктеры.
Исследование жизни, творчества, имиджа и убеждений Виктора Олеговича Пелевина может стать очень неблагодарным делом, если автор такого исследования не начнет себя развлекать. Иначе придется признать, что ничего о великом писателе поколения П толком сказать нельзя, все сказано в его книжках,— а такой вывод не требует полуторачасового фильма.
Родион Чепель развлекает себя — и зрителя — с удовольствием, раздражением и даже порой с отчаянием. Его фильм «Пелевин», в котором он пытается проследить, откуда вышел ПВО, куда пришел и когда исчез, выстроен по-пелевински весело. Тут и интервью с теми, кто сталкивался с Пелевиным и что-то действительно может о нем рассказать, и превосходные анимационные вставки, достойные того, чтобы стать отдельным фильмом, и хроника перестройки и 90-х, и игровые эпизоды. В этих эпизодах Родион Чепель, а иногда два, пять или даже десяток Родионов Чепелей ходят по лесу, по библиотеке или по городу, рассуждают о Викторе Пелевине и прекрасно изображают смятение. Чепель — и это видно — работал в команде Леонида Парфенова, потом занимался документальным телепроектом «Это реальная история», так что в фильме «Пелевин» расследования и исследования сочетаются с чисто парфеновской интонацией — помесь дотошности, бодрости и нарциссизма. К тому же Чепель хороший актер: если нужно сыграть страх, у него зрачки расширяются.