Нежность как новый панк
Каким получился фильм «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера

Лауреат гран-при Каннского фестиваля, главный европейский хит года, снятый в жанре арт-мейнстрима, и потенциальный претендент на «Оскар» сейчас идет в российском прокате и, по мнению многих критиков, обязателен к просмотру.
На пресс-конференции в Канне, посвященной премьере своего нового фильма датско-норвежский режиссер, лауреат и номинант самых престижных мировых фестивалей и премий Йоаким Триер произнес фразу, которая мгновенно разлетелась по миру: «Нежность — это новый панк. Нежность — вот что мне сейчас нужно. Мне нужно верить, что мы способны увидеть друг друга, что между нами возможно примирение. Поляризация, гнев и мачизм ни к чему не приведут».
В «Сентиментальной ценности» режиссер следует традиции «неосентиментализма» или — в более широком смысле — «новой искренности», движения, зародившегося в культуре в 2010-е в противовес постмодернизму и свойственных ему иронии и цинизму. Йоаким Триер здесь довольно метафорично выступает против кинематографа, олицетворением которого стал его дальний родственник автор «Догмы 95» Ларс фон Триер. С помощью фокуса на человеческих чувствах и эмоциях «Сентиментальная ценность» инициирует важный разговор о душевных травмах, невозможности понять друг друга, старых ранах, исторической и семейной памяти. При этом автор не прячется за высмеиванием или обесцениванием тех или иных состояний героев, а стойко переживает их вместе с ними.
Йоаким Триер, которого сегодня можно назвать самым популярным и востребованным норвежским режиссером, по-человечески растет и трансформируется от фильма к фильму. Если его прошлая картина «Худший человек на свете», получившая приз в Канне и номинации на «Оскар», была посвящена исследованию поколения миллениалов — в центре повествования оказалась тридцатилетняя женщина, которая ищет себя и не может найти,— то «Сентиментальная ценность» делает акцент на проблемах взаимодействия поколения отцов и детей, трудностях в преодолении старых травм и на том, как эти травмы ретранслируются из поколения в поколение. За время, что прошло между фильмами, у режиссера родились две дочери, и будущему взаимоотношению с ними, безусловно, в том числе посвящен и новый фильм.
