«Невозможность работать похожа на ад»
Джафар Панахи о том, как продолжать делать свое дело невзирая на запреты
19 июля иранские власти объявили, что 62-летний режиссер Джафар Панахи, лауреат Берлинского и Каннского кинофестивалей, должен отсидеть тюремный срок по приговору 2010 года. 12 лет назад режиссера обвинили в поддержке антиправительственных протестов и приговорили к шести годам тюрьмы, однако спустя два месяца заменили срок на условный, запретив режиссеру снимать фильмы и общаться с прессой. Несмотря на запрет, Панахи в течение следующих лет находил способы снимать фильмы и даже давать интервью. Weekend перечитал их, чтобы понять, как ему это удавалось.
1
В Иране со многими темами могут возникнуть проблемы, поэтому для каждого фильма приходится искать лазейку, свой способ говорить о том, о чем нельзя. Есть персидская поговорка: «Если не можешь войти в дверь, лезь в окно». Этим правилом мы и пользуемся.
2
Но никакой лазейкой нельзя воспользоваться больше одного раза — для следующего фильма нужно придумывать что-то новое.
3
Люди часто спрашивают: почему в иранском кино так много машин? Такой вопрос никогда не возник бы у того, кто знает иранскую жизнь. Машины тут не метафора и не прием, это реалия нашей жизни. В Иране вы всегда чувствуете себя в опасности и под наблюдением. Машина — это ваше убежище. Тут вас никто не побеспокоит, можно слушать музыку или снять платок.