«Нелепые каракули, нацарапанные полубезумным тупицей»
Как ругали Пабло Пикассо
24 июня 1901-го в Париже открылась первая выставка 19-летнего испанского художника Пабло Руиса Пикассо. Первые критики были обеспокоены его легкостью и плодовитостью, в дальнейшем обвинения стали серьезнее: в картинах Пикассо видели проявление сатанизма, шизофрении и возвращения Средних веков. Weekend изучил отзывы критиков о Пикассо за 100 с лишним лет и выяснил, что их беспокоило.
- Говорят, ему нет еще двадцати, а он пишет по три картины в день. Эта неудержимость для него опасна; она может подсказать ему облегченную виртуозность, слишком легкий успех. Фелисьен Фагю, поэт, критик, La Gazette D'Art, 1901
- Даровитый Пикассо — беспокойно ищущая, но лишенная «личности» фигура, весьма типичная для нашего времени жадных поисков оригинальности при почти всегдашнем отсутствии оригинальности подлинной. Анатолий Луначарский, публицист, будущий нарком просвещения РСФСР, «Молодая французская живопись», 1913
- Пикассо является потворствующим вкусам буржуа и художником той же складки, что и Матисс. Он большой мастер, но вносит как раз те же разлагающие начала кабинетной работы, которая, собственно, и является не чем иным, как истинным академизмом. [Илья Зданевич], поэт, критик, «Ослиный хвост и мишень», 1913
- Картины Пикассо — иероглифы Сатаны. Георгий Чулков, поэт, критик, «Аполлон», 1914
- Пикассо — замечательный художник, глубоко волнующий, но в нем нет достижений красоты. Он весь переходный, весь — кризис.