Мужчина, женщина и стул «Василий»
Татьяна Алешичева о сериале «Баухаус — новая эра»
Канал Arte показал сериал о Баухаусе, где история авангардной художественной школы рассказана в формате мелодрамы о романе ее основателя со студенткой
1963 год, Нью-Йорк. Дряхлый, но все еще бесконечно элегантный Вальтер Гропиус (Аугуст Диль в возрастном гриме), легендарный основатель школы Баухаус, дает интервью своей приятельнице, въедливой журналистке из Vanity Fair. Она расспрашивает его о становлении школы в 1920-е годы, но дела давно минувших дней интересуют ее в основном с точки зрения женского вопроса: каким в Баухаусе было положение студенток? (спойлер: идя на поводу у финансирующих школу властей, одно время Гропиус позволял женщинам учиться только в ткацких мастерских). И каковы были отношения самого Гропиуса с одной из самых талантливых — Дёрте Хельм? В ответ Гропиус бросает в лицо борзописице законное обвинение: «Послушай, Стине, ты строишь из себя интеллектуалку, а на самом деле интересуешься только альковными историями!» Но не таковы ли мы все, праздные любители искусства? Справедливо рассудив, что таковы, создатели сериала выбирают для него именно альковный ракурс, даром что снят он был к столетию основания Баухауса и несет заодно и образовательную функцию.
Итак, юная Дёрте Хельм (Анна Мария Мюэ), дочь профессора классической филологии, начинает учебу в мастерских Баухауса в Веймаре, где кипит творческая жизнь. Студентам не просто читают лекции, а помогают изучать свойства материалов и мыслить нестандартно. Элита Веймара отнюдь не приветствует вольный дух школы, где учатся евреи и коммунисты, дикие студенты колобродят по ночам и купаются голыми в Ильме, а главное — всячески попираются принципы классического искусства. Особенно злобствует «убежденная импрессионистка» баронесса Матильда фон Фрейтаг-Лорингховен (Коринна Кирчхофф), самим своим существованием утверждая печальный принцип, что рано или поздно прогрессивные течения в искусстве становятся «салоном».