Как А24 стала самой модной современной киностудией

WeekendСобытия

Мем, мерч и Макбет

Как А24 стала самой модной современной киностудией.

Текст: Мария Бессмертная

«Лунный свет» Барри Дженкинса, «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца, «Леди Бёрд» Греты Гервиг, «Горе-творец» Джеймса Франко, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса, «Солнцестояние» Ари Астера и еще несколько десятков лучших фильмов последних лет сделаны в сотрудничестве или под эгидой кинокомпании А24, которая сегодня стала настоящим феноменом. Впервые со времен Miramax, сформировавшей первое поколение независимого кино в Америке во главе с Тарантино и Содербергом, зрители идут в кинотеатр не на режиссера или историю, а на студию. Изучили историю создания А24 и ее лучших проектов и попытались выяснить, как она стала самой модной современной киностудией и почему зрители каждый год как подорванные ходят в кино на рекламируемых ею дебютантов.

А24 приходит за бизнесом

Что смотреть: «Отвязные каникулы» Хармони Корина (2013)

Летом 2011 года по скоростной трассе А24, соединяющей Терамо и Рим, ехал к друзьям американский турист — его звали Дэниел Кац. В отпуск в Европу он прилетел из Нью-Йорка, где работал в киноподразделении инвестиционной компании Guggenheim Partners. Двухчасовая поездка по итальянской дороге, как сейчас понятно, стала частью новейшей истории кино: именно в эти два часа Кац решил, что уволится из Guggenheim Partners и откроет собственную компанию (позже он назовет ее в честь трассы), остальное — десятки лучших фильмов современности и их исключительно остроумные рекламные кампании.

В А24 Кац позвал работать своих коллег по нью-йоркской кинотусовке — продюсеров Дэвида Фенкеля и Джона Ходжеса. Вместе они заключили пакт, что будут искать, выпускать в прокат и в будущем продюсировать такое кино, какое сами обожали в юности: грязное, без обязательных звезд, снятое по любви, а не за деньги. Сами они при этом сознательно ушли на второй план. Анекдот про трассу (объяснять название в какой-то момент все-таки пришлось), их имена и предыдущие места работы — это, пожалуй, и все, что знают про основателей А24. Неизвестен даже их возраст — всем в районе сорока. Такой подход — часть стратегии компании, в центре которой фильмы, а не знаменитости,— и в этом их радикальное отличие от Miramax Харви Вайнштейна*, с которой позднее их станут регулярно сравнивать.

Кац, Фенкель и Ходжес наняли еще пятерых сотрудников (без должностей и обещаний) и сняли крошечный офис. Денег не было, зато амбиций хватало: сформулировать бизнес-цель этого культурного стартапа довольно просто — заставить ходить в кино на сложные фильмы буквально всех. И они справились. Шутка ли, А24 — единственная студия, которая удостоилась собственных мемов.

Начали, как и положено, с кумиров юности: первой большой дистрибьюторской сделкой А24 стали «Отвязные каникулы» Хармони Корина* — история четырех школьниц, которые тусуются с невменяемым рэпером (Джеймс Франко), а в свободное от учебы время надевают цветные балаклавы и идут всячески нарушать закон. Предложить Корину им было особо нечего, поэтому они просто прислали режиссеру и продюсерам бонги в виде пистолетов (в честь героя Франко) — и тут же получили контракт на прокат фильма. В первый уикенд «Отвязные каникулы» заработали денег больше, чем все фильмы Корина, вместе взятые, смогли собрать за свои первые уикенды. Фильм рекламировался исключительно в интернете и исключительно в соцсетях — и именно на этой кампании А24 нашла свою удивительно результативную стратегию, позднее позволившую протаскивать на большой экран фильмы про человека-моржа («Бивень») и живой пердящий труп («Человек — швейцарский нож»). По мотивам «Каникул» было создано несколько вирусных роликов, из которых складывалось впечатление, что Джеймс Франко по-настоящему тусуется с американскими школьниками,— сервер MTV в день премьеры полег, вышла пародия на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи с Франко же во главе стола, а из трейлеров предусмотрительно вырезали все намеки на то, что фильм может быть чем-то иным, кроме как веселой летней комедией. A24 будет проворачивать это еще не раз — отныне обманутые зрительские ожидания станут ее визитной карточкой.

*Харви Вайнштейн и Miramax

За вычетом кошмарной рабочей этики Харви Вайнштейна, ставшей теперь достоянием гласности, А24, конечно, его прямые наследники. Кац и компания, как и Вайнштейн в 1990-х, делают ставку на дебютантов или начинающих режиссеров с авторским видением и придумывают, как сделать так, чтобы о них узнала публика. Впрочем, Miramax хотела, чтобы режиссеры из ее пула — Смит, Тарантино, Родригес — стали суперзвездами, в А24 понимают, что гораздо важнее найти пусть и меньшую, но максимально лояльную аудиторию.

*Хармони Корин

Один из самых важных авторов американского независимого кино 1990-х. К своим сорока, когда его заполучили Кац и компания, успел написать сценарий для «Деток» Ларри Кларка, ставших гимном неустроенной молодежи 1990-х, побыть надеждой американского и европейского кино после дебютного «Гуммо», заторчать на героине и с героина слезть, выпустить культовых «Трахальщиков мусорных бачков», снять Лео Каракса и Вернера Херцога («Мистер Одиночество») — и при этом не заработать на своем кино примерно ничего. Про А24 сказал, что эта единственная кинокомпания, решения в которой принимают не бухгалтеры.

А24 приходит за подростками

Что смотреть: «Элитное общество» Софии Копполы (2013), «Захватывающее время» Джеймса Понсольдта (2013), «Эйфория» (2019)

После «Отвязных каникул» Кац, Фенкель и Ходжес купили для дистрибуции еще два фильма о подростках — эта аудитория привлекала их больше всего, она же, согласно статистике, реже всего ходила в кино на малобюджетные фильмы. Первой картиной стало «Элитное общество» Софии Копполы*, попавшее в A24 практически по блату: брат Софии Роман работал с Кацем над своим фильмом «Умопомрачительные фантазии Чарли Свона III» и посоветовал А24 сестре. Тогда она лично предложила Кацу прокатывать картину о подростковой банде, грабившей дома знаменитостей в Лос-Анджелесе. Реакция крупных киностудий не заставила себя долго ждать: на кону был не «культовый» Корин, а оскаровская лауреатка и дочка автора «Крестного отца». Кацу и Фенкелю (последний тогда был в свадебном путешествии на Гавайях) тут же позвонил имевший планы на «Общество» Харви Вайнштейн, потребовал отказаться от фильма и обещал лично прийти в офис А24 (там все еще трудилось всего восемь человек), чтобы набить всем морды. До драки, впрочем, не дошло.

Тональность фильмов Копполы, как и ее темы, всегда сложно поддавались маркетингу, поэтому команда Каца сосредоточилась на актерах. Главную героиню — как бы отвязную старшеклассницу, одержимую дорогущими сумками,— играла Эмма Уотсон, появившаяся в большой роли впервые со времен Гермионы из «Гарри Поттера». На рекламу в интернете были брошены все пять наемных сотрудников A24: мемы «Снейп смотрит на Эмму Уотсон», «Профессор Макгонагалл забирает очки у Гриффиндора» разлетались, что называется, в секунды. Такой подход в случае с Копполой сработал не в пользу фильма — при бюджете в $8 млн он все равно собрал в прокате $20 млн, но критики его просто не заметили. Тем не менее от выбранной стратегии — опережать и, если нужно, вовсе игнорировать критику, уходить от традиционной рекламы и самим создавать контекст для своих фильмов — в А24 не отказались.

Все, что не получилось с «Элитным обществом», сработало в случае «Захватывающего времени» Джеймса Понсольдта — обманчиво простого подросткового ромкома, сандэнсовского хита о первом серьезном школьном романе. С расхваленным фильмом, на «Сандэнсе» совершенно заслуженно понравившимся всем (в том числе и великому Роджеру Эберту — в одной из своих последних рецензий в жизни он писал: «Вот прекрасный фильм о двух старшеклассниках, которые выглядят, говорят и ведут себя как настоящие 18-летние американцы. Вы хоть представляете, какая это редкость?»), целевую аудиторию, которая про Эберта знать не знала, знакомили несколько парадоксальным образом. К премьере были изготовлены самоироничные мемы с котиками, в которых высмеивались благостная атмосфера фильма и тот факт, что он понравился всем. Готовность первыми посмеяться над собственными проектами еще не раз будет спасать А24, и именно это качество ее команды принесет компании полную и безоговорочную любовь молодой аудитории — критики критиками, но котики важнее.

Накрепко свой успех у молодежи А24 зацементировала в 2019-м, когда заключила контракт с HBO на продюсирование и рекламное сопровождение сериала «Эйфория» с Зендаей* в главной роли — ядреной описи всех современных подростковых проблем, начиная с наркотиков, нежелательных беременностей и заканчивая буллингом в школе и родителями-абьюзерами.

*София Коппола

Коппола объединилась с А24 и на своем последнем на данный момент фильме «Последняя капля», где она снова сняла Билла Мюррея в его коронной роли эксцентричного и максимально обаятельного бонвивана. Фильм, как и «Элитное общество», получил в целом не слишком теплый прием — сказались, возможно, завышенные ожидания, соответствовать которым Коппола не хочет, и в который раз просто сняла тихое, интересное ей кино. Что с такой режиссерской позицией делать, А24, очевидно, пока не знает, но тем интереснее: Коппола — одна из «старших» коллег Каца и компании и при этом очень известная; придумать, как синхронизировать сверхскоростной онлайн-мир с ее кино — задача как раз для А24.

*Зендая

В «Эйфории» Зендая играет персонажа, которого создатель шоу Сэм Левинсон списал с себя и играть которого по определению должен был белый юноша. То, что его в итоге роль досталась чернокожей девушке,— не столько победа современной повестки, сколько демонстрация воли и ума молодой актрисы, бывшей звезды Disney, которая поручила своему агенту присылать ей все (буквально — все) сценарии с ролями ее возраста. Получившаяся в итоге Ру (сценарий под Зендаю переписали, но не сильно), которая выбивается из всех стереотипных современных подростков и при этом носит в себе все их классические беды, сейчас, уже совершенно очевидно,— героиня поколения из ряда Антуана Дуанеля Трюффо, Донни Дарко Ричарда Келли и всех «Деток» Ларри Кларка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тактика обмана Тактика обмана

Оптические иллюзии. Как мы понимаем, на что смотрим

Вокруг света
«Это никогда не будет работать». Чему учит книга сооснователя Netflix «Это никогда не будет работать». Чему учит книга сооснователя Netflix

Воспоминания одного из основателей и первого генерального директора Netflix

РБК
Мыслить как отступник Мыслить как отступник

Как шпионы становились шпионами и что они искали в других биографиях

Weekend
Как опознать фейковый аккаунт в дейтинг-приложении? 6 способов, названных экспертами Как опознать фейковый аккаунт в дейтинг-приложении? 6 способов, названных экспертами

Как понять, что перед тобой реальная девушка, а не бот или мошенник?

Playboy
Пелена на глазах: бывают ли отношения без ревности Пелена на глазах: бывают ли отношения без ревности

Словно тень, ревность кажется неотъемлемой частью интимной связи

СНОБ
Весеннее обострение: как безопасно выехать на дорогу после «зимней спячки» Весеннее обострение: как безопасно выехать на дорогу после «зимней спячки»

Выезжаем на встречу весне не спеша и в соответствии с ПДД

GQ
Второй по популярности: что нужно знать о раке кишечника Второй по популярности: что нужно знать о раке кишечника

Рак кишечника – общее название онкологических заболеваний

Cosmopolitan
Почему жертва не «сама виновата»: объясняем в картинках Почему жертва не «сама виновата»: объясняем в картинках

Объясняем на примере сериалов и фильмов, почему «сама виновата» — полная чушь

Cosmopolitan
Гнев — это самоубийство: как негативные эмоции губят наше здоровье Гнев — это самоубийство: как негативные эмоции губят наше здоровье

Почему мы чаще болеем, когда долго злимся или переживаем

Reminder
Нейробиология садизма. Чем отличается мозг маньяков Нейробиология садизма. Чем отличается мозг маньяков

Что на самом деле знает наука о психологии и нейробиологии сексуальных маньяков?

Reminder
Между дикинсонией и человеком нашли генетическое родство Между дикинсонией и человеком нашли генетическое родство

Существа эдиакарской биоты были не такими уж непохожими на нас

National Geographic
Холод космоса не так уж далёк, как кажется Холод космоса не так уж далёк, как кажется

Есть ли разница между инеем в разное время года?

Наука и жизнь
13,5 задорных биографий писателей 13,5 задорных биографий писателей

Самые залихватские биографии известных писателей

Maxim
Ирина Кооп-Шароватова Ирина Кооп-Шароватова

Участница легендарной арт-поп-группы «Колибри»

Собака.ru
Бьюти-гид для ленивых: 10 секретов быстрого ухода за собой Бьюти-гид для ленивых: 10 секретов быстрого ухода за собой

Быстрее, проще, эффективнее — стань красивее, пока играет любимая песня!

Cosmopolitan
Осознанное потребление: берем пример с Лео ДиКаприо, Эммы Уотсон и Джейсона Момоа Осознанное потребление: берем пример с Лео ДиКаприо, Эммы Уотсон и Джейсона Момоа

Что делают знаменитости, которых заботят проблемы экологии?

Psychologies
Свекровь вмешивается в отношения: кому это выгодно и почему? Свекровь вмешивается в отношения: кому это выгодно и почему?

Что делать, если свекровь вторгается в ваши отношения с мужем

Psychologies
Не кочегарки и не плотницы: как женщины осваивают запрещенные раньше в России профессии Не кочегарки и не плотницы: как женщины осваивают запрещенные раньше в России профессии

Список запрещенных для женщин профессий устарел

Forbes
Можно ли исправить абьюзера? Можно ли исправить абьюзера?

Можно ли изменить «токсичных» людей?

Psychologies
Глава «Одноклассников» — РБК: «YouTube для нас опаснее, чем мессенджеры» Глава «Одноклассников» — РБК: «YouTube для нас опаснее, чем мессенджеры»

Глава «Одноклассников рассказал, почему в соцсети мало политики

РБК
«Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского: грандиозная киноопера про силу искусства «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского: грандиозная киноопера про силу искусства

Чего стоит ждать от анимационного проекта, на реализацию которого ушло 50 лет

Forbes
В Исландии началось извержение из 500-метровой вулканической трещины В Исландии началось извержение из 500-метровой вулканической трещины

На исландском полуострове началось первое за 800 лет вулканическое извержение

N+1
Денис Бургазлиев: Денис Бургазлиев:

Интервью со звездой сериала «Ищейка» Денисом Бургазлиевым

Караван историй
В России разработали безопасные материалы для конструкции «атомных батареек» В России разработали безопасные материалы для конструкции «атомных батареек»

«Батарейка» представляет из себя сверхпрочную керамическую матрицу

Популярная механика
Как перестать комплексовать по поводу и без: 9 проверенных способов Как перестать комплексовать по поводу и без: 9 проверенных способов

С комплексами можно и нужно бороться

Playboy
За вами наблюдают, смиритесь За вами наблюдают, смиритесь

Сервис налоговой службы для хранения электронных чеков вызывает ряд вопросов

Эксперт
Новые Медичи Новые Медичи

Глава Tod’s Диего Делла Валле выделил €25 млн на реставрацию римского Колизея

Forbes
Хуан Габриэль Васкес: Нетленный прах. Отрывок из романа Хуан Габриэль Васкес: Нетленный прах. Отрывок из романа

Отрывок из романа «Нетленный прах» Хуана Габриэля Васкеса

СНОБ
«Я лесбиянка!»: Херд, Стюарт и другие звезды, которые бросили мужчин ради женщин «Я лесбиянка!»: Херд, Стюарт и другие звезды, которые бросили мужчин ради женщин

После романов с мужчинами эти знаменитости завели отношения с женщинами

Cosmopolitan
«Золотой глобус» — 2021: кто победил и нужна ли вообще эта премия «Золотой глобус» — 2021: кто победил и нужна ли вообще эта премия

Почему миру, по сути, больше не нужен «Золотой глобус»?

Forbes
Открыть в приложении