Круговорот наследия
Как документальный фотограф стал меценатом и реставратором

Москвич Федор Савинцев с камерой в руках сотрудничал с ТАСС, Associated Press, Time, The New York Times, The Guardian, Le Monde, Forbes и другими, попадал в шорт-лист международного конкурса Sony World Photography Awards 2020 и выступал автором многочисленных личных проектов. А теперь он обладатель трех строений в Мстёре Владимирской области и ярый защитник архитектурного достояния.
Все началось в сентябре 2020‑го, когда Федор обнаружил, что на сайтах недвижимости иногда появляются объекты культурного наследия — по цене мобильного телефона. И ему пришла в голову идея приобрести один из таких: «Я подумал, что это идеальная схема для проведения открытой, народной реставрации».
Дальше было объявление на «Авито» о продаже в поселке Мстёра изящного деревянного особняка XIX века — за 150 тысяч рублей. Дом в 300 квадратных метров некогда принадлежал фабриканту, владельцу меднопрокатного производства Василию Крестьянинову. Савинцев без колебаний купил его — так начался его «мстёрский период».
От шести соток до дач
На самом деле отсчет событий стоит вести с других проектов Савинцева. В 2009‑м он сделал с вертолета снимок деревянных дач одного из СНТ в окрестностях Северодвинска в Архангельской области. Этот кадр под названием «Домики» сегодня признанный шедевр современного искусства. А его автор в 2019‑м решил продолжить тему и нашел то самое товарищество дачников, уже путешествуя по земле. Так родился проект «6 соток», и фото из него попали в шорт-лист конкурса Sony World Photography Awards 2020 в категории «Архитектура».
Потом случилась пандемийная изоляция, и Савинцев оказался в дачном поселке Кратово, где когда‑то провел детство. Здесь в свое время жили многие представители советской интеллигенции: Михаил Зощенко, Владимир Шаинский, Сергей Прокофьев, Сергей Эйзенштейн, Булат Окуджава — а также дедушка Федора, композитор Петр Савинцев.
У Савинцева тогда появилось время по-новому взглянуть на знакомую с ранних лет обстановку, почувствовать в ней исчезающую натуру. Далеко не все обитатели кратовских дач принадлежали к известным фамилиям, потомкам литераторов, музыкантов, художников, но как раз их личные истории больше всего занимали фотографа. Он целыми днями ходил по поселку, снимал дома и собирал рассказы их жителей.