Иван Горшков: большой визуальный взрыв

WeekendКультура

Коллаж всего

Иван Горшков: большой визуальный взрыв

Текст: Анна Толстова

Выставка «Кристалл чистейшей крезы», 2022. Фото: Иван Горшков

Воронежский художник Иван Горшков (род. 1986) может превращать в искусство все, что попадается ему на глаза, причем глаз его обычно ласкает самый отборный визуальный треш общества перепотребления. Найденные объекты и образы, дополненные и улучшенные средствами коллажной живописи и скульптуры, составляются в инсталляции, которые выглядят как естественный продукт жизнедеятельности и смерти информационной цивилизации.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

«Прикольно», «крипово», «шиза» — казалось бы, такие эстетические категории больше подходят для отчаянных бомберов или тату-мастеров, а не для художников академической выучки и к тому же представителей славных творческих династий, но Ивану Горшкову доставляет большое удовольствие, когда потрясенный зритель описывает его работы в подобных выражениях: вау-эффект достигнут. Тем не менее все, из чего собраны инсталляции Горшкова, сделанные по принципу «гиперколлажа» из кветтабайтов вещевой и цифровой информации, можно разобрать на составляющие элементы и описать их как старые добрые картины и скульптуры. Картины, чья живописная поверхность похожа на рвотные массы, где смешались масляные краски, алкидные эмали, термонаклейки, искусственный мех и пластиковые сосиски. И скульптуры, в которых мятое и рваное железо, крашенное эмалями кислотных оттенков, может сочетаться с плюшевыми зверями, барби и кенами, надувными монстрами и тряпками в леопардовых узорах. Поражает не только то, что к горшковским картинам и скульптурам, столь насмешливо и одновременно любовно рифмующим «криповость» с «кавайностью», вполне применимы старорежимные понятия — рисунок, композиция, колорит, объем, масса. Поразительно, что для этого искусства актуальна старинная проблема подражания природе. Просто природа, сросшаяся с культурой, так пресыщена визуальностью и так объелась образами, что ее беспрестанно тошнит. Впрочем, нас всех тошнит.

Из серии «Nocturnal Animals», 2017. Фото: Иван Горшков
Из серии «Nocturnal Animals», 2017. Фото: Иван Горшков

Иван Горшков, сын замечательного воронежского художника Сергея Горшкова, мастера ироничного примитива в митьковском духе, известного широкой публике раскрашенной деревянной скульптурой, рисовал сколько себя помнит, и атмосфера богемного андерграунда, окружавшая его с самого детства, не оставляла сомнений в том, какой жизненный сценарий выбрать. Но не художественная школа и не художественный факультет Воронежского пединститута стали его главными университетами — еще студентом он оказался в артистической компании, которую впоследствии назовут воронежской волной. Вначале это была группа «Пограничные исследования», или ПИ (Арсений Жиляев, Илья Долгов, Александр Синозерский, Мария Чехонадских, Николай Алексеев), увлеченная поэтикой Андрея Монастырского и «Коллективных действий» и занимавшаяся литературой в ЖЖ, квартирными выставками и акциями на природе. С приходом в ПИ Горшкова группа превратилась в ПОППИ («Популярные пограничные исследования»), а ее перформансы приобрели куда более зрелищный, карнавальный характер.

Из серии «Карнавал нейронных сетей», 2017–2021. Фото: Иван Горшков
Из серии «Пещера красивых бровей», 2018. Фото: Иван Горшков
Из серии «Пещера красивых бровей», 2018. Фото: Иван Горшков
Из серии «Пещера красивых бровей», 2018. Фото: Иван Горшков

В 2008 году предприниматель и коллекционер Алексей Горбунов открыл в Воронеже галерею «Х.Л.А.М.» — она в большей степени ориентировалась на поколение Горшкова-старшего, но и поколение Горшкова-младшего, который одно время даже подрабатывал там галерейным смотрителем, поддерживала. «Х.Л.А.М.» устроил первые персональные выставки Жиляева, Долгова, Алексеева и Горшкова, всех тех, кто год спустя в противовес «отцовской» галерее учредит Воронежский центр современного искусства (ВЦСИ, 2009–2019). Жиляев к тому времени поступил в московский Институт проблем современного искусства (ИПСИ) — воронежцы стали чаще наезжать в столицу и перезнакомились с молодыми художниками круга ИПСИ и самоорганизованного арт-кластера «Типографии "Оригинал"». ВЦСИ открылся программной выставкой с задиристым названием «Дальше действовать будем мы», объединившей звезд «молодого искусства» Воронежа и Москвы (поначалу ВЦСИ делал выставки в недостроенных торговых центрах и спорткомплексах, позднее — в пору «воронежской культурной революции» Эдуарда Боякова — получил собственное помещение в центре города и за десять лет своей творческой жизни превратил Воронеж в один из важных центров современного искусства в России).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«У каждого города огромное количество текста» «У каждого города огромное количество текста»

Экскурсии для местных как туристический тренд в Екатеринбурге и не только

Weekend
Солнце в бокале Солнце в бокале

Лучшим выбором для романтического ужина будут игристые и красные вина

Лиза
Выдыхаем после форума Выдыхаем после форума

Отрывки из путеводителя «Владивосток и окрестности»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вопросы дожития Вопросы дожития

«Мечта с подвохом»: комедия с недвижимостью

Weekend
Птолемеево царство Птолемеево царство

Птолемей не верил в империю своего отца, он хотел построить свое великое царство

Дилетант
Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна» Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна»

О мире, где человек вынужден конкурировать с нейросетями

РБК
Снимая святых Снимая святых

Глеб Панфилов как режиссер житий

Weekend
Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке

Как идеи, родившиеся в светском салоне, превратились в социальный эксперимент

Forbes
9 главных разочарований в жизни каждого человека 9 главных разочарований в жизни каждого человека

Подборка того, в чем многие люди разочаровываются чаще всего

Psychologies
«Великий мертвец» «Великий мертвец»

Неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец» — Кристофер Марло?

Знание – сила
Проверка жениха и невесты на прочность: 7 необычных свадебных ритуалов в разных странах Проверка жениха и невесты на прочность: 7 необычных свадебных ритуалов в разных странах

Сколько в мире культур — столько и вариантов справить свадьбу

ТехИнсайдер
Ученые: намного важнее откуда поступает сахар, чем его количество в пище Ученые: намного важнее откуда поступает сахар, чем его количество в пище

Не весь сахар вреден для здоровья! Все зависит от того, откуда он поступает

ТехИнсайдер
Порочная прибыль Порочная прибыль

Как экономика Макао стала самой быстрорастущей в мире

Деньги
«Смотрите, как хорошо я живу!»: стоит ли хвастаться в соцсетях? «Смотрите, как хорошо я живу!»: стоит ли хвастаться в соцсетях?

Нам важно, чтобы другие видели, как хорошо мы живем

Psychologies
Дети Солнца Дети Солнца

Что посадить на открытом месте садового участка, а что – в тени

Лиза
Отключи и молчи? Отключи и молчи?

Как не переплачивать за связь и мобильный интернет в путешествии

Лиза
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Борьба с течением: как за рубежом регулируют сферу кибербезопасности Борьба с течением: как за рубежом регулируют сферу кибербезопасности

Опыт стран, которые работают с утечками данных на системном уровне

Forbes
Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви? Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви?

Анна Малай о том, каково совмещать роли художника и куратора

СНОБ
Своим путём Своим путём

Разработка российского Стандарта отчетности об устойчивом развитии

Позитивные изменения
Как наладить отношения с новыми коллегами и подчиненными: правило трех К Как наладить отношения с новыми коллегами и подчиненными: правило трех К

Как влиться в коллектив, быть в нем эффективным и на хорошем счету?

Psychologies
Супружеский «долг»: как на женщин влияет сексуализированное насилие в браке Супружеский «долг»: как на женщин влияет сексуализированное насилие в браке

Почему общество не замечает изнасилования в браке?

Forbes
«Для русских интеллектуалов народ — это всегда „они“» «Для русских интеллектуалов народ — это всегда „они“»

Андрей Зорин о судьбе понятия «народ» в русской культуре

Weekend
Чем полезна черемша: 5 свойств Чем полезна черемша: 5 свойств

Черемша — суперфуд, который можно есть не только в маринованном виде

РБК
Кто такой Mr. Parker и Владимир Владимирович(тм): умер легенда «ЖЖ» — журналист Максим Кононенко Кто такой Mr. Parker и Владимир Владимирович(тм): умер легенда «ЖЖ» — журналист Максим Кононенко

Mr. Parker — один из тех, кто определял стиль российского сегмента Интернета

Maxim
Почему мы любим делать несколько дел сразу: пример «обеда за просмотром кино» Почему мы любим делать несколько дел сразу: пример «обеда за просмотром кино»

Есть, отвлекаясь на сериал, — один из самых простых способов переесть

ТехИнсайдер
«Хитрости»: сериал о том, как уживаются друг с другом женщины разных поколений «Хитрости»: сериал о том, как уживаются друг с другом женщины разных поколений

«Хитрости»: сериал, рассказывающий о легенде стендапа Деборе Вэнс

Forbes
Эмоциональная анестезия: как перестать выбирать холодных партнеров Эмоциональная анестезия: как перестать выбирать холодных партнеров

Что такое «химия» отвержения и эмоциональной депривации? Как она работает?

Psychologies
Чем похожи нарциссы и алкоголики: 11 общих черт Чем похожи нарциссы и алкоголики: 11 общих черт

О том, что общего между алкоголиками и нарциссами

Psychologies
Ультразвук в кофемашине приготовил колд-брю за три минуты Ультразвук в кофемашине приготовил колд-брю за три минуты

Ультразвуковые колебания на фильтр кофемашины ускорили приготовление колд-брю

N+1
Открыть в приложении