История моды как рабочий инструмент
Елена Стафьева о Moda Povera Оливье Сайяра
Многосерийный проект перформансов, которые делает один из главных фэшн-кураторов современности Оливье Сайяр, называется Moda Povera — по аналогии с arte povera. И аналогия эта как нельзя более уместна — перформансы проходят во время летней недели haute couture, и Сайяр делает свой кутюр из совершенно некутюрных вещей.
«Je suis un couturier du dimanche». Так начинается текст, распечатанный на обычном листе формата А4, который каждый, пришедший в крошечную студию Сайяра посмотреть перформанс Moda Povera, находил у себя на стуле. «Couturier du dimanche» обыгрывает французское выражение «peintres du dimanche», то есть фактически «художник-любитель», «дилетант»,— и это равным образом и самоумаление и стейтмент, как и аллюзия на arte povera. Оливье Сайяр, с одной стороны, будто бы называет свою затею кружком кройки и шитья, а с другой — помещает ее в один контекст с настоящим кутюром, задавая таким образом вопрос: а что же такое вообще настоящий кутюр?
Содержание Moda Povera простое, изящное, выразительное и очень культурное — как все, что делает Сайяр, от выставок в парижском музее моды Гальера, директором которого он был, и до проектов для парижского бренда мужской обуви J.M. Weston, художественным директором которого он является. Moda Povera устроена по тому же принципу, что и arte povera: используй то, что под рукою, и не ищи себе другого, превращай банальное, повседневное, даже трэшовое, в исключительное и уникальное. Для коллекции в интернете покупается самая простая и самая дешевая одежда самого большого размера — в этот раз это были черные мужские костюмы размера 8XL, самые кондовые, полиэстеровые, по цене не дороже €100. Дальше Оливье и два его ассистента с помощью швеи, работавшей еще с Мадам Гре, что-то распарывают, что-то перешивают, драпируют, делают складки и защипы, то есть с помощью традиционной кутюрной работы меняют их облик. Вещи при этом остаются самими собой — то есть черными мужскими костюмами за €100 из интернета, но совершенно меняют свою сущность, превращаясь в неотразимо прекрасные наряды, исключительные,