Хтонический реализм
Алексей Филиппов о «Пугале», фестивальном хите из Якутии и лучшем российском фильме прошлого года.
До российского проката добрался победитель «Кинотавра» — фильм о деревенской знахарке, снятый режиссером Дмитрием Давыдовым в Якутии на якутском языке. Давыдов работает школьным учителем и снимает фильмы у себя в деревне, задействуя местных жителей в качестве актеров, а его имя уже стало визитной карточкой «Сахавуда» — единственной полноценной региональной кинематографии в России.
Полицейский уазик привозит в участок знахарку (Валентина Романова-Чыскыырай), чтобы та помогла медсестре выходить подстреленную из ружья девушку. Ведунья раздевается донага и, тяжело дыша, начинает высасывать из пациентки смерть. Следом — рвота, потупленный взгляд участкового, протягивающего купюры, в магазине ей продают только водку — хлеба ни-ни, из вредности. В деревне ее недолюбливают, многие считают пьяницей и обманщицей — пока сами не явятся на сеанс: вылечить бесплодие или икоту, принять роды или еще чего наколдовать. К ней идут, оказавшись в тупике.
Тупик— примерные координаты и время действия. Пугало— как ее называют только в титрах, то есть за глаза,— не та, кем кажется. Ее дар, ее проклятие и ее трагедия до финала ускользают от зрителя и земляков, превращая героиню в сосуд домыслов — и чужой боли. Ее знахарка всасывает ртом, втягивает ноздрями, сканирует глазами, пренебрегая привычными врачебными инструментами. Ее пациенты— тело и душа, которые не обязательно резать скальпелем и просвечивать рентгеном, чтобы найти изъян. Вот и цветовая гамма фильма тяготеет к оттенкам кожи, прелой листвы, сухой почвы, иногда переходя в асфальтовую зимнюю серость.
Тактильность, осязаемость, укорененность в реальности — ключевые черты фильма Дмитрия Давыдова, первого якутского участника «Кинотавра», получившего на главном российском кинофестивале сразу три награды — лучшему фильму, лучшей актрисе и приз критиков. Тревожная внимательность, вкрадчивость позволяет рассматривать «Пугало» как хоррор — недаром за монтаж картины отвечал один из главных жанровых спецов Республики Саха, режиссер Степан Бурнашев. Это он впервые привел школьного учителя Давыдова на съемочную площадку, предложив ему роль в массовке «Беглого» (2014). И кажется символичным, что survival horror Бурнашева «Черный снег», выигравший через пару