Хоррор по Фрейду
«Иллюзия побега»: семейная психологическая драма пострашнее любых ужасов
В прокат выходит дебютный фильм датчанки Каролине Люнгбю «Иллюзия побега» — психологический хоррор, злой доппельгангер-драмы о семейных отношениях, в котором человеческая химия так же интересна, как квантовая физика.
Стине, Тейт, их сын Немо и их собака едут из Копенгагена в шведскую глушь: они собираются прожить там год вдали от людей. Стине наконец допишет роман, а Тейт будет записывать подкасты для радио и отсылать их каждую неделю в Копенгаген — в конвертах, потому что мобильной связи и интернета в этих лесах нет. Лес порос мхом, в озере отражается небо, дом тоже, кажется, состоит из сплошных отражений. Здесь почти рай: электричество работает, пес бегает по окрестностям, Немо с восторгом разглядывает паучков. Конечно, есть и проблемы: Тейт занят только собой, Стине устала и от него, и от сына, который не любит играть сам с собой и все время требует внимания. А на другом берегу озера, как выясняется, живет еще какое-то семейство — хотя Тейту обещали, что в этих краях вообще никого, кроме них, не будет. Но все же Стине и Тейт надеются за этот год забыть все свои обиды друг на друга и вновь найти себя.
И находят. Однажды Немо пропадает в лесу, а когда наконец возвращается, кажется, что его подменили: он больше не улыбается. И он уверен, что Стине — не его мама.
Если воспринимать дебют датчанки Каролине Люнгбю «Иллюзия побега» как хоррор, будет не очень страшно. Тут с самого начала понятно, что ждет героев. Вот они сливаются со своими отражениями, заходя в дом. Вот Тейт и Стине фотографируются, слегка паясничая. Вот семья счастливо смеется, хотя всем известно, что смех в глухом лесу — предвестник кошмара. Вот папа находит ружье. Вот мама говорит сыну: «Никуда не уходи». Как дети, честное слово.