Георгиевская ленточка: Как знак частной, семейной памяти стал символом противостояния любому внешнему врагу
Проект Юрия Сапрыкина «Слова России».
Георгиевская ленточка — знак памяти о героях Великой Отечественной войны. По форме и цветам соответствует лентам на колодках ордена Славы и медали «За победу над Германией». Впервые георгиевские ленточки начинают раздавать в Москве весной 2005 года, накануне Дня Победы, по инициативе «РИА Новости». Со следующего года акция поддерживается государством и проводится по всей России, а также во многих зарубежных странах. По идее организаторов акции, закрепленной в «Кодексе „Георгиевской ленточки“», лента всегда должна раздаваться бесплатно. Акция финансируется государством, а также общественными и коммерческими организациями, за рубежом ее поддерживают Роспатриотцентр и Россотрудничество. Ленту чаще всего прикалывают к одежде, на левой стороне груди, а также привязывают к автомобильной антенне или зеркалу заднего вида, хотя порядок ее использования не регламентирован. Акция становятся предметом общественной полемики — в ней видят присвоение государством памяти о войне, она вызывает сопротивление властей бывших советских республик и становится частью целого комплекса новых символов и ритуалов, связанных с победой СССР в Великой Отечественной войне.
Людям, родившимся и выросшим при нынешней власти, должно быть, кажется, что ленточка была всегда — как елка под Новый год или мимоза в начале марта. Любая устоявшаяся традиция выглядит естественной — так завещали предки, так распорядилась природа, пройдет еще лет десять-двадцать, и сведения о том, что у этого обычая есть точная дата рождения и конкретный автор, будут публиковать в рубрике «Вы не поверите!» или «Удивительный факт дня». Вы, люди из будущего, не поверите: георгиевские ленточки накануне 9 Мая впервые начали раздавать на улицах в 2005 году, а придумала это Наталья Лосева, в то время директор интернет-программ агентства «РИА Новости».
Георгиевскую ленточку придумали журналисты; наверное, это не случайно — мы подушечками пальцев чувствуем сверхновую историю и статус гражданского общества. Наталья Лосева, интернет-газета «Взгляд»
Идея мемориального символа, знака скорби и уважения к павшим — не новейшая и не сугубо российская: так, в Британии уже сто лет прикалывают к петличкам маки в день окончания Первой мировой. Можно предположить, что до известного времени таким знаком памяти выглядели орденские планки на праздничных костюмах ветеранов; необходимость в новом объединяющем символе возникает в тот момент, когда ветеранов остается все меньше. Ленточка черно-оранжевого цвета — еще и воспоминание о том, советском Дне Победы: ленты с колодок ордена Славы и медали «За победу над Германией» в советское время — непременный атрибут открыток и праздничных плакатов. Акция задумывается как сугубо частная: «все, что я планировала,— будет вспоминать Лосева в одном из интервью,— это отправить несколько ленточек домой в Новосибирск самым близким друзьям и родным». Но в РИА видят в идее потенциал и решают придать ей иной масштаб, агентство уже ведет интернет-проект «Наша Победа. День за днем» (на лентах первого тиража будет напечатан его URL — 9may.ru), волонтеры начинают раздавать ленты на улицах, люди охотно прикрепляют ленту к рубашке, блузке или автомобильной антенне, по Москве за несколько дней расходится 800 тысяч лент, идея уходит в народ.
Я не могу связно объяснить, что именно меня в них так раздражает, в этих невинных на вид бантиках, развевающихся на автомобильных антеннах. Видимо, попытка бюрократизации человеческой памяти. Попытка присвоения памяти. Попытка управления памятью. Лев Рубинштейн, Grani.ru
Цветная ленточка на лацкане или антенне для 2005-го — вообще тренд: предыдущей осенью такие же ленты, но оранжевого цвета, мелькают в репортажах с киевского майдана Незалежности, еще раньше, в апреле 2004-го, радиостанция «Серебряный дождь» запускает социальную акцию: слушатели повязывают на антенны автомобилей белые ленточки (тогда это еще просто белые ленточки) в знак протеста против дорожного произвола «мигалок» и повышения тарифов на ОСАГО. Против запрета праворульных машин протестуют автомобилисты с оранжевыми лентами, на акции против строительства на берегу Байкала выходят с синими. Георгиевская лента встраивается в этот ряд, но и возвышается над ним: это символ не протеста, но памяти, знак, который призван не разделять, но объединять.