Каким получился, а каким нет Большой египетский музей

WeekendКультура

Египтология, гигантомания и магнитики

Каким получился, а каким нет Большой египетский музей

Текст: Анна Углова

Скарабей из золота и лазурита в экспозиции Нового царства в Большом египетском музее

В ноябре в полутора километрах от пирамиды Хеопса открыли крупнейший музей, посвященный одной цивилизации: Большой египетский музей, или GEM (Grand Egyptian Museum). В его фонде более 100 тысяч артефактов, представляющих семь тысячелетий истории Египта — эпохи фараонов, греческого и римского периодов. Проект выдающийся, но крайне неоднозначный.

Торжественную церемонию открытия показывали в тиктоке музея. Трансляция запечатлела факельное шествие, световые шоу и парад дронов, которые образовали в воздухе маску Тутанхамона — «возможно, самый известный объект Древнего Египта», согласно британскому египтологу и археологу Николасу Ривзу. Этот золотой артефакт и еще более пяти тысяч предметов из гробницы фараона, перевезенные из прежнего музея на площади Тахрир в Каире,— среди ключевых экспозиций нового музея. Еще один несомненный хит новой институции — Солнечная ладья фараона Хеопса — погребальное судно возрастом 4600 лет, которое считается одним из старейших и наиболее хорошо сохранившихся в мире. Но большинство из ныне выставленных объектов ранее не демонстрировались широкой публике.

Архитектура и удачи

Все, что связано с GEM, тянет если не на рекорд, то на превосходную степень. Начать хотя бы с того, насколько огромное это здание. Оно занимает площадь около 500 тыс. кв. м, эквивалентную примерно 70 футбольным полям, или в два раза больше площади выставочных залов Лувра. Архитекторы из ирландского бюро Heneghan Peng работали над проектом более 20 лет. Они получили этот заказ в 2003 году по результатам крупнейшего в мире архитектурного конкурса, объявленного годом ранее: 1556 заявок из 82 стран. По заданию Министерства культуры Египта нужно было спроектировать музей мирового класса на участке с видом на пирамиды.

Над проектом-победителем, помимо Heneghan Peng, трудилась большая международная команда архитекторов и инженеров: британская компания Arup проектировала инженерные системы, их соотечественники из Buro Happold создавали интерьеры, а Cultural Innovations and Metaphor занимались экспозиционным дизайном. Ландшафтное оформление легло на нидерландцев West 8, которые известны Санкт-Петербургу по благоустройству Новой Голландии.

По объяснению архитекторов GEM, облик музея тесно связан с его локацией. Здание строили в Гизе на пустынном плато, образованном Нилом тысячи лет назад, и геологическое окружение стало неотъемлемой частью проекта. От центрального входа крылья музея расходятся по оси, которая совпадает с расположением древних пирамид позади.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении