«Что вы будете делать, когда темы о конструктивизме закончатся, — любимый вопрос!»
Директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова — о жизни музея и ретроспективе Владимира Татлина
В этом году культурный центр и конструктивное пространство «Зотов» в Москве празднует свое трехлетие. День рождения отмечают большой выставкой «Татлин. Конструкция мира» — первой за 30 лет ретроспективой художника в России. Дарья Филиппова рассказала о том, почему конструктивизм неисчерпаем, а Владимир Татлин — герой нашего времени.
Вы помните первую выставку Центра «Зотов»? За что вы переживали больше всего?
Как можно такое забыть? Это была выставка «Конструктивизм. Начало» — очень логичная для открытия центра с нашей тематикой. Больше всего я переживала за то, чтобы это была выставка музейного уровня: высокого качества, с работами, которые зрители привыкли встречать в музейных пространствах.
Конечно, еще волновалась насчет стройности повествования. Объем информации был большой, задействовано два этажа, и куратору хотелось охватить вообще все. А это довольно сложно сделать так, чтобы выставка не ощущалась какой-то кашей.
Вначале мне казалось, что самое сложное — это выстроить долгосрочную выставочную программу центра, чтобы горизонт планирования был не менее двух лет. По факту оказалось, что главная задача — сформировать команду. У нас не было возможности взять какой-то готовый успешный коллектив, пришлось подбирать правильных для «Зотова» людей по крупицам.
Некоторые ваши выставки предлагают нетривиальные смысловые ракурсы: ольфакторный акцент «Красной Москвы», аналогии в искусстве «Русского невероятного»... Как вы выбираете темы?
Начинается все с накопления идей: из обсуждений с научным отделом, кураторами, партнерами, друзьями формируется лонг-лист возможных тем. Он проходит фильтр рационализации: соотносим с нашими потребностями и возможностями, распределяем в соответствии с наличием информационных поводов.
Хороший кейс — выставка «Любовь в авангарде». У нас проходил конкурс грантов на исследовательские работы, победитель которого как-то упомянул в разговоре с нашим куратором, что материала у него по итогам набирается на целую выставку. Они объединили усилия — и получился проект о творчестве пары авангардистов Михаила Матюшина и Елены Гуро.
Сначала мы как бы варились в собственном соку — своими силами придумывали темы и воплощали их в выставках. Постепенно круг людей, которые приходят к нам с предложениями, стал расширяться.
Например, «Красная Москва» родилась из разговора одного из наших научных сотрудников со знакомой ольфакторной исследовательницей. Выяснилось, что есть научная работа о городских запахах как раз интересного нам периода 1920–1930-х. Постепенно история стала обрастать контекстом, добавились ракурсы — женский образ, история парфюмерии, городская среда. «Красная Москва» — хороший пример сочетания выставочного аттракциона с качественным научным подходом. Она, как мне кажется, показала, что развлекательный элемент не всегда ведет к бессмысленности: можно сделать так, что на выставке будет и информативно, и интересно.
Почему именно «Татлин. Конструкция мира» был выбран для празднования дня рождения «Зотова»?
Этот проект — классный подарок центра самому себе. Хотя Татлин конструктивистом себя не считал, его новаторские идеи в разных областях — от инженерии до дизайна,— безусловно, имеют прямое отношение к конструктивизму.
