Яйцо Дориана Грея
«Скрежет»: хоррор эпохи инстаграм-блогов*
В прокат выходит «Скрежет», полнометражный дебют финки Ханны Бергхольм в духе хорроров студии A24, в котором розовая идиллия пригородной жизни превращается в орнитологический кошмар, помноженный на «Портрет Дориана Грея».
Карикатурно-добропорядочная семья 12‑летней гимнастки Тиньи живет на планете уютного гламура, словно срисованной с каталогов интерьерных журналов: папа и сын (пугающе похожий на него) ходят в голубом, мама и Тинья — исключительно в розовом, цветочный орнамент на их платьях гармонирует с узором обоев, все комнаты их типового загородного дома, стоящего среди десятка таких же безупречных коттеджей, похожи на магазин Zara Home, а от постоянных широких улыбок у героев, кажется, сводит скулы. Это как будто не люди, а живые манекены.
В общем, так на самом деле и есть: мама Тиньи — блогерша, которая навязчиво превращает каждую минуту частной жизни в материал для своего инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)*. Все, что не вписывается в пластиковый канон идеальной семьи, обрезается при кадрировании фотографий. Точно так же обрезает мать и реальную жизнь Тиньи, сводя девочку с ума своим перфекционизмом. На носу у Тиньи — соревнования, от нее ждут триумфа, но девочка никак не может выполнить программу на тренировках, доводя себя до обмороков и стирая на турнике руки до крови. Неудивительно, что вытесненная злость возвращается в дом — в виде случайно залетевшей черной галки, которая мечется по розовой гостиной, бьет посуду, сшибает декор и грозит превратить идиллию в руины. Убитая улыбчивой матерью, птица возвращается обратно через кошмарные сны