11 фильмов о человеке в эпоху экономического кризиса
Выбор Ксении Рождественской
Кино — как спасательный жилет на «Титанике»: оно поддерживает на плаву, показывает, как люди выбирались из финансовых ям и оставались людьми. В этом списке фильмов, посвященных глобальным экономическим катастрофам, нет привычных финансовых боевиков вроде «Уолл-стрит: Деньги не спят» или «Предел риска». Мы собрали фильмы, в которых люди важнее денег, а финансовые кризисы — лишь пейзаж. Иногда апокалиптический.
Великая депрессия
Мировой экономический кризис 1930-х. Безработица, голодные марши, банкротство половины американских банков, рост преступности, подпольной торговли, рост количества сторонников националистических партий, гангстерская романтика — все эти годы Великая депрессия была любимым временем для кинематографистов. «Гроздья гнева», «Бонни и Клайд», «Однажды в Америке», «О, где же ты, брат?» — жизнь «маленьких людей» во времена Великой депрессии запротоколирована во всех подробностях.
«Новые времена»
Чарли Чаплин, 1936
Прощание Чаплина с немым кино («talkies», звуковые картины, которые к тому времени выходили уже лет десять, Чаплин считал самоубийством кинематографа) — один из величайших фильмов всех времен. Классический герой Чаплина, Маленький Бродяга, никак не может вписаться в новые времена, он не хочет, но вынужден становиться частью механизма, перемалывающего человечество. Великая депрессия — это когда не на что жить, машины вытесняют людей, а арестовать могут любого — просто за то, что он поднял флажок, упавший с проезжающего мимо грузовика. «Новые времена» — инструкция к временам экономического краха: не бойтесь нервных срывов, не бойтесь встать во главе толпы, не бойтесь тюрьмы и сумы, но и не стремитесь ко всему этому. Главное — чтобы рядом оказался такой же «маленький», не конвейерный человек. Тогда не так страшно.
«Догвилль»
Ларс фон Триер, 2003
Кино эмоционального шантажа, брехтовский театр. Один из самых жестоких фильмов ХХI века рассказывает о человеческой низости, лицемерии, о грехах и невозможности их искупления, о том, наконец, что чем меньше ты сопротивляешься, тем скорее тебя раскатают в прах. Героиня, Грейс (в переводе — «благодать»), оказывается в маленьком городке в 1930 году. Ее задача — заручиться поддержкой жителей Догвилля, обычных людей со своими небольшими странностями. Почему непротивление злу вызывает еще большее зло? Почему зритель вместе с Грейс хочет к финалу фильма «всех расстрелять, город сжечь»? Все, что происходит на экране, подсвечено Великой депрессией — именно она, а не черный театральный задник, становится настоящим фоном «Догвилля».
Германия после Второй мировой
Германия послевоенных лет, как писали некоторые исследователи, была страной, «где голод и страх убили надежду». Денежная реформа и введение свободной рыночной экономики привели к немецкому «экономическому чуду».
«Замужество Марии Браун»
Райнер Вернер Фассбиндер, 1979
Мария Браун — жена без мужа: он пропадает без вести на Второй мировой, а когда возвращается, тут же попадает в тюрьму за чужое преступление. Она продолжает его любить, но отдается тем, кому выгодно отдаться. В конце концов она погибает — то ли случайно, то ли специально забыв закрыть газ. Мелодрама о сильной женщине, метафора послевоенной Германии, ядовитый анализ истоков германского «экономического чуда». Левак, хам, гений Райнер Вернер Фассбиндер всегда рассказывал не о людях, а о страстях, не о событиях, а об «эксплуатации чувств, кто бы их ни эксплуатировал».