WEB 3.0 – будущее нового интернета. От семантических сетей к тотальному блокчейну
Эксперты в самых разных областях человеческого знания: социологи, медиа-аналитики, специалисты по топологии сетей – в один голос утверждают, что Интернет, как мы его знаем, подходит к концу. Что придет ему на смену?
Глобальную информационную сеть Интернет сейчас принято относить ко второй генерации – Web 2.0. Следующую (Web 3.0) обещают давно, но она все еще остается в будущем. (Правда, само будущее очень сильно приблизилось.) Чтобы спрогнозировать, что именно она будет собой представлять, очень важно понять, что изменилось при переходе от Web 1.0 ко второму поколению, и почему это вдруг перестало всех устраивать.
Web 1.0 – каждый сам себе ресурс
Интернет первого поколения можно описывать долго, но с точки зрения развития системы важно подчеркнуть те характерные особенности, которые исчезли при смене поколения. Важнейшей из них стоит, пожалуй, считать информационную децентрализованность. Возникший из идеи распределенной библиотеки знаний, первоинтернет состоял из отдельных сайтов, каждый из которых был в этой библиотеке книгой. И как каждая книга, имел ограниченный круг авторов или составителей.
Принципиальный момент – информацию на каждый сайт имел возможность добавлять только его автор/администратор. Пользователь был строго потребителем контента, а если хотел стать производителем, то вынужден был создавать собственный сайт.
Остальные отличия первого веба проистекали по большей части из технических ограничений: низкой скорости передачи данных, малого числа узлов, невысокой пропускной способности магистральных каналов, высокой стоимости серверных мощностей, доступа, требующего некоего технического образования от пользователя. Это определяло вид тогдашнего интернета – легковесные практически полностью текстовые сайты, множество мелких и мельчайших хостеров (вполне обычной ситуацией было, когда сайт хостился на домашнем компьютере его владельца). Это порождало вторую важную особенность – «размазанную», децентрализованную, «горизонтальную» структуру сети, в которой технические проблемы на одном из узлов затрагивали незначительный процент ресурсов.
Многие еще помнят характерное пиликание модема на 56к, мучительное ожидание загрузки картинок, и что такое «поставить на ночь на закачку». Но времена изменились.
Web 2.0 – скорость, медийность, user-generate
Термин Web 2.0 в современном его понимании вошел в оборот на Web 2.0 Conference в 2004 году. Именно на ней был зафиксирован кардинальный разворот сети к user-generate контенту. Именно этот момент, а не взрывной рост технологий передачи данных, принципиально изменил сеть (хотя эти факторы имеют несомненное взаимовлияние).
Web 2.0 – это в первую очередь социальные сети во всем их многообразии. Для того, чтобы производить контент, больше не нужно было создавать сайт. Место для самовыражения и творчества бесплатно (это важно) предоставили сетевые платформы. Наряду с существенным упрощением и удешевлением доступа, расширившим число пользователей, принцип user-generate породил геометрическую прогрессию роста контента. Большая часть информации, циркулирующей в Web 2.0 – это контент, созданный пользователями, а не владельцами ресурсов, что зеркально отличается от ситуации Web 1.0.