«Вы и ваши гормоны. Наука о женском здоровье и гормональной контрацепции»
Гормональный профиль определяет множество вещей: настроение, половое влечение, уровень тревожности и стресса, пищевые привычки и даже удовлетворенность отношениями. Не удивительно, что гормональные контрацептивы, используемые для предохранения от нежелательной беременности, могут по-разному влиять на функционирование женского организма. В книге «Вы и ваши гормоны. Наука о женском здоровье и гормональной контрацепции» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»), переведенной на русский язык Еленой Лалаян, специалист в области эволюционной психологии Сара Хилл рассказывает об устройстве женского организма и о том, что науке известно о влиянии на него противозачаточных. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с фрагментом, посвященным исследованиям возможной связи между оральными гормональными контрацептивами и риском депрессии.
Дания преподает урок
Дания — чудесная скандинавская страна, расположенная на полуострове Ютландия и островах Датского архипелага между Северным и Балтийским морями. Помимо того, что Дания — родина Ганса Христиана Андерсена, компании Lego и почти четверти моих предков, она примечательна также практикой вести общенациональные регистры, где накапливаются сведения о состоянии здоровья и социального благополучия всех граждан страны. Например, Датский центральный регистр психиатрических исследований ведет учет и контроль психиатрических расстройств, диагностированных в стране; Национальный регистр назначений документирует все сделанные в стране медицинские назначения, а Национальный регистр причин смерти фиксирует все смерти датчан с указанием, когда и от чего они случились. Наличие у каждого датского гражданина индивидуального идентификационного номера позволяет исследователям сводить и анализировать индивидуальные данные по всем национальным регистрам. Таким образом, ученые имеют доступ к огромным массивам сведений о состоянии здоровья и социальном поведении всего населения страны. Всех до единого жителя. Для науки и ученых значение датских регистров более чем бесценно.
Неудивительно, что из датских регистров здравоохранения нам удалось извлечь несколько чрезвычайно ценных и важных уроков о могуществе потенциального влияния пилюль на настроение женщин. В первом из подобных исследований ученые проследили, как меняются для женщин риски, что им будет поставлен диагноз «депрессия», в зависимости от того, практикуют они контрацепцию пилюлями или нет. Были проанализированы данные о состоянии здоровья и о медицинских назначениях всех практически здоровых, не страдающих депрессиями женщин в возрасте 15–34 лет. Далее был проведен анализ назначений и состояния психического здоровья этой категории женщин (численностью около миллиона) за 14 лет, чтобы определить, повлиял ли переход к гормональной оральной контрацепции на вероятность, что будет диагностирована депрессия или назначены антидепрессанты.
Результаты исследования — это, пожалуй, самое точное и неопровержимое на сегодня свидетельство связи между гормональными контрацептивами и риском депрессии. Было установлено, что у женщин, принимающих пилюли, на 50% повышается вероятность, что спустя полгода им будет диагностирована депрессия, по сравнению с теми, которым в тот же период таблетки не назначались. Обнаружилось также, что для тех, кто принимает противозачаточные, вероятность, что им будут прописаны антидепрессанты, на 40% выше по сравнению с женщинами в естественном цикле.
В таблице на с. 207–208 приводится разбивка результатов исследования по типам гормональных препаратов и возрастным группам. Каждая строка показывает, насколько повышается риск депрессии при приеме конкретного типа гормонального контрацептивного средства по сравнению с женщинами, у которых цикл протекает естественно. В левом столбце даны результаты по всем женщинам в выборке, в правом — для женщин в возрасте 15–19 лет (для них риск депрессии повышается больше всего).
Результаты этого исследования, а также ряда других указывают, что у некоторых женщин пилюли способны повышать риск депрессии. Судя по всему, это особенно верно в отношении неоральных гормональных средств (таких как пластырь, вагинальное кольцо или гормональная ВМС) и девушек (15–19 лет), поскольку мозг в этом возрасте еще не до конца сформирован и более подвержен влиянию гормональных сигналов. Собранные данные позволяют сделать огромный шаг навстречу пониманию потенциальной связи гормональных контрацептивов и настроения.
А сейчас долг ученого велит мне обратить ваше внимание на следующее: хотя исследователи и выявили связь между назначением гормональных контрацептивов и риском депрессии, мы не можем наверняка утверждать, что именно пилюли повысили этот риск. Корреляция совсем не то же, что причинность. Возможно, например, что зависимость между приемом пилюль и депрессией выявилась потому, что и то и другое связано с некой третьей переменной, отчего создается впечатление, будто они соединены между собой, хотя на самом деле контакт между ними отсутствует. Можно предположить, что женщины, предпочитающие решать проблему контрацепции медикаментозными средствами через консультацию у врача, более склонны прибегать к помощи медицины и в случае депрессии. Или другой вариант: источником повышения риска депрессии могут стать новые сексуальные отношения (что нередко побуждает женщин просить доктора назначить им противозачаточные пилюли). В принципе, отношения с мужчиной обычно добавляют нам счастья и полноты жизни, но не всякие и не всем. Вполне вероятно, что некоторые датчанки имели неприятность связаться не с теми мужчинами, и на момент исследования их отношения совсем испортились.
Хотя не могло быть так, чтобы некая третья переменная вообще никак не повлияла на результаты исследования (разумеется, повлияла), все равно настоятельно призываю отнестись к ним всерьез. Ученые проводили статистические проверки влияния ряда третьих переменных, и каждая обнаруживала, что гормональные контрацептивы выступали предиктором риска депрессии и после того, как влияние третьей переменной было статистически исключено. И потом, трудно придумать какое-либо разумное, обусловленное третьей переменной объяснение, почему риск депрессии изменялся — в иных случаях довольно кардинально — в зависимости от конкретного типа гормонального контрацептива. Например, безосновательно предполагать, что женщины, которым назначен неоральный гормональный контрацептив (а они создают больший риск депрессии), с большей охотой обращаются к врачу по поводу симптомов депрессии (проверялась и такая переменная) или что отношения с партнером (еще одна переменная) у них намного хуже, чем у женщин, применяющих оральную контрацепцию (это предсказывает меньший риск депрессии). Скорее это указывает, что нечто в самих контрацептивах меняет у женщины степень риска депрессии.
Это не было двойным слепым экспериментом с участием контрольной группы, которая получала бы вместо испытуемого средства плацебо (что есть золотой стандарт исследований и единственный метод, позволяющий уверенно судить о причинно-следственных связях*), его авторы тщательно разработали план исследования и протокол анализа данных, а результаты опубликовали в самом авторитетном медицинском журнале США. И хотя они не смогли предъявить бесспорных выводов, эта работа, безусловно, заслуживает называться вдумчивым, добросовестным научным трудом. Его результаты указывают, что противозачаточные пилюли могут повлечь нежелательные перемены в настроении некоторых женщин.
*В чем, кстати, не замечены многие исследования, касающиеся воздействия гормональных противозачаточных пилюль. В этом слабое место многих подобных изысканий. В области изучения гормональных контрацептивов золотой стандарт клинических экспериментов (двойное слепое исследование с участием получающей плацебо контрольной группы, или, как еще говорят, плацебо-контролируемое) — исключение.
Недавно эта же группа ученых сделала еще один шаг в своих исследованиях, решив выяснить, способны ли гормональные контрацептивы повышать также риск суицида. Самоубийство — трагический, непоправимый исход, и нередко — следствие тяжелых нелеченых нарушений психического здоровья. Ученые анализировали две переменные — употребление гормональных контрацептивов и попытки самоубийства, а также суициды среди всех женщин Дании, кому в период с 1996-го по 2013-й исполнилось 15 лет**. Затем они прослеживали судьбу женщин в течение восьми лет, после чего сопоставили вероятность попыток самоубийства и удавшихся суицидов у женщин, которые пользовались гормональными контрацептивами, и у тех, кто не практиковал такую контрацепцию.
**Как и в предыдущем исследовании, ученые не включили в выборку женщин, у которых уже были диагностированы психологические проблемы, а также принимавших антидепрессанты. Из исследования также были исключены молодые женщины, которые уже практиковали гормональную контрацепцию на момент, когда ученые приступили к исследованию возрастной группы 15-летних.
Сопоставления выявили поразительные различия в риске суицидального поведения в двух группах. Среди женщин, пользовавшихся гормональными контрацептивами, вероятность попыток самоубийства за исследуемый период вдвое превышала аналогичный показатель в группе, не практиковавшей этот метод предохранения. Что уже говорит о многом. А риск удавшихся попыток суицида в первой группе оказался еще больше. Он втрое превышал аналогичный риск среди женщин, не пользовавшихся гормональной контрацепцией. И как в случае с ранее исследовавшимся риском депрессии, наибольшее негативное влияние гормональной контрацепции на суицидальный риск отмечалось у девушек (от 15 до 19 лет), практиковавших неоральную гормональную контрацепцию.
Это настоящая трагедия. К суициду могут приводить многие причины, но одна из них — наша неспособность серьезно относиться к жалобам на психическое нездоровье. И наиболее равнодушно и легкомысленно мы относимся к психическому неблагополучию женщин. Особенно к жалобам по поводу гормонов или противозачаточных пилюль.
Пусть сейчас положение несколько улучшилось, но очень длительное время врачи просто не принимали всерьез своих пациенток, которым прописали гормональную контрацепцию, когда те жаловались на проблемы с настроением. В ответ на свои претензии дамы частенько слышали отговорки вроде того, что они это выдумали или что эти симптомы «у них в голове» (как будто их способна осознавать какая-то другая часть организма, кроме мозга). Даже сегодня, когда медики более склонны прислушиваться к словам женщин, что из-за пилюль меняется их настроение, этому придается слишком мало значения, как будто это всего лишь досадный маловажный побочный эффект из той же категории, что вздутие живота или межменструальные кровяные выделения. В какой-то мере мы сами способствовали такому отношению. Где-то в глубине души смирились с тем, что для нас нормально волочь на плечах груз психических проблем, коль скоро за эту плату мы избавляем себя от нежелательных беременностей. И вот это уже — в прямом смысле — совершенное безумие.
Поймите, ваше психическое здоровье — вещь серьезная и невероятно значимая, а желание ощущать себя счастливыми, спокойными и уравновешенными — ни в коем случае не каприз или придурь. Всякий, кто попытается разубедить вас в этом, наплевательски относится к вашему благополучию. Если при гормональной контрацепции у вас изменяется психическое состояние, это абсолютный повод обратиться к врачу. Он должен отнестись к вашим жалобам со всей серьезностью, иначе пора поискать другого специалиста. Если от контрацепции пилюлями вы впадаете в депрессию или испытываете тревогу, это не повод считать, будто с вами что-то не так или вы психически нестабильны. Это означает всего лишь, что организм, видимо, не очень готов мириться с попытками обдурить его гормоны. Вы должны внимательно относиться к своему настроению и, более того, убедиться, что так же серьезно его воспринимает и ваш врач. Как нам доказали датчанки, легкомысленное отношение к собственному самочувствию иногда грозит последствиями, трагичнее которых не бывает. Не должны женщины расплачиваться за контрацепцию своими жизнями.
Подробнее читайте: Хилл, С. Вы и ваши гормоны. Наука о женском здоровье и гормональной контрацепции / Сара Хилл ; пер. с англ. Елены Лалаян ; [науч. ред. О. Сергеева]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 336 с.