Второе пришествие Канье Уэста. Как зарабатывает миллиарды построенная им бизнес-империя Yeezy
Страсть к дизайну, безумные идеи и внимание к мелочам — все это сделало Канье Уэста одной из самых состоятельных звезд шоу-бизнеса. И останавливаться на достигнутом музыкант не намерен
О приближении Канье Уэста известно заранее. Его матово-черный внедорожник Lamborghini с грохотом въезжает во двор его дома в пригороде Лос-Анджелеса, и когда он выходит, одетый в белую футболку и черные спортивные штаны, сразу заметно, насколько внимательно он подходит к деталям.
Начать с дома: роскошный фасад жилища, которое он делит со своей женой, Ким Кардашьян Уэст, и четырьмя детьми (Норт, Сейнт, Чикаго и Псалм) резко контрастирует с гладкими алебастровыми стенами внутри. Полы покрыты особым бельгийским гипсом: если их поцарапать, тонкое покрытие могут восстановить только специалисты из Европы. «Дом – только его создание, – позднее рассказывает мне Кардашьян Уэст. – Я не встречала никого, кто был бы так внимателен к деталям».
Когда я вхожу в дом, горничная просит меня надеть тканевые туфли поверх моих черно-серых кроссовок Air Jordan. Слева от меня библиотека Уэста, где полки заставлены книгами вроде «Александр Маккуин: Дикая красота» (Alexander McQueen: Savage Beauty) и «Такаси Мураками: Родословная эксцентричности» (Takashi Murakami: Lineage of Eccentrics). Он поправляет несколько книг, которые, кажется, неровно лежат. Сев в кресло напротив меня, он пристально изучает собеседника. «Я помню, как рисовал первую пару обуви – это были Jordan One, которые на вас прямо сейчас, – говорит 42-летний Уэст. – Пути господни неисповедимы».
«Он вывел индустрию на новый уровень», – говорит DJ Khaled, который работал в студии вместе с Уэстом и присоединился к нему в рейтинге ста самых высокооплачиваемых артистов шоу-бизнеса этого года. Но, как и в случае Майкла Джордана в 1990-х годах, основа богатства Уэста – кроссовки. Его коллекция обуви Yeezy, которую он создал вместе с Nike в 2009 году, а затем в 2013 году передал Adidas, напоминает империю 34-летнего Джордана с точки зрения как культурного эффекта, так и коммерческого успеха. Объем ежегодных продаж коллекции Джордана составляет около $3 млрд, продажи творения Уэста должны превысить $1,5 млрд в 2019 году, и это еще не конец.
Фанат Стива Джобса
Уэст помешан на деталях кроссовок. Он преклоняется перед Стивом Джобсом и предпочитает выпускать обувь ограниченной серией с бесконечным множеством цветовых решений. iPod в мире Уэста: знаменитые Yeezy Boost 350s с массивной подошвой, которые существуют во множестве вариаций и составляют большую часть продаж Yeezy. «В душе я человек продукта, – говорит Уэст. – Как выпускать продукты, которые будут приносить людям огромную радость и решать их жизненные проблемы – вот дело, которым я люблю заниматься».
Его внимание к деталям безгранично. Когда Forbes фотографировал Уэста для обложки, он настоял на том, чтобы надеть черную толстовку. Когда его пригласили вернуться на следующей день для новой попытки, Уэст согласился – и надел ту же самую толстовку. Известно, что он вносит дополнительные штрихи в свои альбомы спустя несколько дней после их выхода. А когда ему показалось, что я недостаточно внимателен к влиянию религии на его бизнес (этот парень называет себя Yeezus и работает над альбомом с рабочим названием Yandhi), он неожиданно позвонил моему редактору вечером в субботу, чтобы дополнительно прояснить свою позицию.
Как бы там ни было, это работает. Forbes оценивает его доход до налогообложения за последние 12 месяцев в $150 млн (в основном от продаж обуви). Команда Уэста настаивает, что сумма должна быть еще больше, отчасти из-за коллекции одежды Yeezy.
Безумие или сверхспособность?
Вернемся на три года назад, когда Уэст утверждал, что задолжал $53 млн, а вскоре отменил часть прибыльного концертного тура и больше недели провел в больнице в Лос-Анджелесе с симптомами нехватки сна и временного психоза. Уэст объясняет свое возвращение религиозными мотивами («служение Христу, радикальное подчинение») и биполярным расстройством. Как некоторые другие предприниматели с диагнозами вроде СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и синдрома Аспергера, он считает свое состояние не препятствием, а «суперспособностью», которая дает волю воображению.
«В будущем словом «безумец» не будут бросаться просто так, – говорит Уэст. – Поймите, что это состояние, которое люди могут случайно получить, с которым они могут родиться, до которого их могут довести и так далее. И есть много людей, которых так называли и которые попали на эту обложку».
Страсть Уэста к дизайну зародилась вместе с его любовью к музыке. Он родился в Атланте и вырос в Чикаго, а во время учебы в школе часто попадал в неприятности, потому что на уроках рисовал кроссовки. Когда мать Уэста, преподаватель в колледже, отвела его на японский киберпанк-фильм «Акира», он нашел вдохновение в формах и цветовой гамме фильма. Канье вспоминает, как его отец, бывший член организации «Черные пантеры», водил его на автошоу, где он влюбился в Lamborghini Countach. «Немного от Lamborghini есть во всем, что я делаю, – говорит Уэст. – Yeezy – это Lamborghini мира обуви».
Дотошность Уэста сослужила ему хорошую службу в его музыкальной карьере, которая началась, когда он бросил колледж и стал продюсером на лейбле Roc-A-Fella Records, принадлежавшем Jay-Z. Культовый альбом Jay-Z 2001 года The Blueprint - его детище. Когда два с половиной года спустя Уэст начал сольную карьеру, он создал что-то за границами жанра, и в его ранних работах было много сэмплов Марвина Гэя и Daft Punk; Уэст записывался вместе с Coldplay и ездил в туры с U2.