Всему голова: почему в России высокий спрос на очень дорогой хлеб
Мука, вода, соль и время — это все, что нужно для выпечки хлеба. Кажется, это максимально простой и дешевый продукт. Тем не менее многие рестораны называют хлеб визитной карточкой заведения, а в магазинах даже бородинский хлеб по очевидно завышенной цене пользуется большим спросом. Редакция Forbes Life поговорила с локальными пекарнями и выяснила, почему люди готовы переплачивать за этот самый базовый продукт.
Хлеб всегда считался одним из самых главных продуктов в России. Ни один прием пищи не обходится без белого нарезного или традиционного бородинского. По статистике Росстата, за 2021 год в России на человека в среднем пришлось 90 кг хлеба и мучных продуктов. В Москве показатели ниже: 74,5 кг в год на человека. Самым популярным хлебом можно считать пшеничный, на втором месте — ржаной.
Но в последнее время хлеб перестал быть просто частью приема пищи, к нему все чаще относятся как к премиальному продукту. В дорогих ресторанах обязатель подают теплую булочку, приготовленную по рецепту шеф-повара, с маслом в качестве комплимента, а в магазинах то и дело появляются новые виды хлеба — в том числе, с подписями «без глютена», «без дрожжей» или «с семенами льна».
Такой вид хлеба сейчас называют «крафтовый» или «ремесленный» — изделие готовится на закваске, долго ферментируется и печется на специальном пекарском камне. По словам Бориса Брейдо, основателя пекарни «Пряник», поставляющей свой продукт в магазин «ВкусВилл», подобный товар отличается тем, что его нельзя испечь на линии производства. Выпечка ремесленного хлеба — сложный, технологический и длительный процесс. «Если линия печет по принципу: засыпаешь муку, тестомес месит, масса попадает в тестоделитель, а оттуда закатывается в печь, то наш хлеб ремесленный — совершенно другой. Несколько фаз замеса, два-три часа обминки (перемешивание теста во время брожения. — Forbes Life), ферментация 12 часов в холодильнике, формовка и только потом выпекание в подовой печи на камне», — рассказывает Брейдо.
Печь ремесленный хлеб в больших объемах сложно, но, по словам собеседников Forbes Life, он пользуется большим спросом. Как рассказывает Оксана Кузнецова, бренд-шеф и совладелица бутик-пекарни La Poste, поставляющей продукцию в такие рестораны, как Le Pigeon, Champ bistro, Mini Turkishspot, Tinto Coffee, за их безглютеновым хлебом гости ездят издалека.
Подобный спрос связан с тем, что общество стало осознанно относиться к приобретению продуктов, считает Семен Шимичев, СЕО Mates Group, чья пекарня продает свой хлеб в проекта Александра Раппопорта, в ресторан Frank by Basta и в сеть бургер-баров BurgerHeroes. «Покупая ремесленный хлеб, клиент обращает внимание на все детали — на вкус, на пользу, на качество и состав. В супермаркетах состав хлеба всегда внушительный, но, допустим, хлеб без сахара или консервантов найти сложно. Они безвредные, но многим важен чистый и простой состав. Крафтовый хлеб — это медленный углевод, что тоже немаловажно для тех, кто следит за питанием и при этом хочет разнообразия», — говорит Шимичев.