Временное искусство и ландшафтный размах: 5 фактов о художнике Христо Явашеве
31 мая ушел из жизни американский скульптор и художник болгарского происхождения Христо Явашев, или просто Христо. Долгое время работавший в тандеме со своей супругой Жанной-Клод де Гийебон, он заработал всемирную известность своими масштабными инсталляциями, век которых всегда был очень недолог, — «упакованными» зданиями, достопримечательностями и ландшафтными объектами. Вот пять фактов, которые стоит знать о художнике.
Христо Явашев родился 13 июня 1935 года — в один день со своей супругой и творческим компаньоном Жанной-Клод де Гийебон. Они познакомились в 1958-м, а в 1959-м поженились — и с тех пор их дуэт называли не иначе как «Христо и Жанна-Клод» (такое же название носит и официальный сайт художников). Свой главный творческий метод — «укутывание» — Христо начал практиковать еще до знакомства с будущей женой, но именно вместе они его отточили и возвели в ранг знакового. Художники постепенно двигались от малых форм вроде консервных банок, скрипки, велосипеда и стула к архитектурным объектам масштаба Рейхстага и моста Пон-Неф.
Христо сознательно делал свое искусство временным, короткоживущим — потому что основная суть его художественных проектов вовсе не в конечном результате. Его самые масштабные проекты существовали совсем недолго: «Обернутый Рейхстаг» простоял упакованным в течение двух недель в 1995 году, хотя на его создание ушло 100 тысяч квадратных метров серебристой ткани, 8 километров каната и труд 650 промышленных альпинистов. А вот на подготовку работы с Рейхстагом ушло без малого 25 лет! Большинство проектов готовилось годами и десятилетиями, чтобы просуществовать