Время реакции водителя: что это в ПДД, какое среднее, от чего зависит
Время реакции водителя — один из важных параметров для безопасного вождения. Многие ошибочно считают его условным и поверхностным. Почему это не так, и на что влияет этот показатель
Что понимается под временем реакции водителя
Время реакции водителя — величина в секундах между моментом, когда водитель заметил препятствие, и моментом, когда он начал реагировать управляющими действиями.
Для примера: водитель увидел выскочившее на дорогу животное и резко нажал на тормоз. Время в секундах (и миллисекундах) между тем, как он увидел помеху, и началом нажатия на педаль тормоза и будет являться временем реакции. На сегодняшний день в экспертизе и теоретических расчетах среднее время реакции водителя принято за 1 секунду. Тем не менее, в реальной жизни этот параметр может значительно варьироваться. И в сложных ситуациях изменение однозначно будет происходить в большую сторону.
Этапы процесса реакции водителя
Оценка обстановки
Момент, когда водитель только заметил препятствие и принимает решение о соответствующих ответных действиях. Данный этап является самым важным, так как от правильности оценки дорожной ситуации напрямую зависят ее последствия. Даже обычное торможение по прямой может вызвать абсолютно разную реакцию автомобиля в зависимости от множества факторов: состояние дорожного полотна, тип и износ резины, температура воздуха, наличие дорожного движения, и т.д. Все доступные для оценки факторы опытный водитель на протяжении поездки «автоматом» держит в голове.
Принятие решения
Данный этап является прямым развитием предыдущего и определяет, какая реакция водителя в виде управляющих действий последует в ответ на сложившуюся на дороге ситуацию. Очевидно, что оценка обстановки и последующее принятие решения у опытного водителя будет более правильным и быстрым, нежели действия новичка.
Реагирование
Непосредственно физическое воздействие на органы управления автомобилем: нажатие педалей, вращение руля и, при необходимости, работа с коробкой передач. Здесь реакция водителя в немалой степени определяется мышечной памятью, которая, в свою очередь, вырабатывается с годами стажа. Так, опытный автолюбитель, едва завидев препятствие, машинально перехватит руль удобнее и заранее перенесет ногу поближе к педали тормоза. Грамотные управляющие действия также непосредственно влияют на благополучный исход аварийной ситуации: руль нужно повернуть