Вредная свекровь, сосед или коллега? Как наладить отношения с неприятным человеком — советы коуча
В социуме каждый человек старается выстроить наиболее комфортные отношения. Мы можем выбрать, с кем дружить, с кем сотрудничать, кого взять в партнеры. Но с некоторыми людьми мы вынуждены общаться в силу обстоятельств. Что делать, если в коммуникации что-то идет не так и приходится налаживать контакт с тем, кто тебе неприятен?
Почему некоторые люди нам неприятны и зачем нам налаживать с ними отношения?
Число Данбара — это количество людей, о которых мы заботимся, включаем в свои планы и в кого готовы инвестировать свое время и силы. Когда мы выбираем круг общения, это всегда иллюстрирует то, что для нас по-настоящему важно и ценно. Однако мы не можем выбрать семью, в которой родились, соседей по лестничной клетке и коллег, с которыми проводим рабочие дни. Отношения становятся школой компетенций, гибкости, социальных антенн и эмоционального развития.
Когда происходит знакомство, искренний интерес позволяет установить первый контакт. В начале люди ведут себя более сдержанно, аккуратно, подбирают слова, пытаются показать свои лучшие качества. Чем более длительным становится взаимодействие, тем сильнее участники коммуникации расслабляются, позволяют себе проявлять негативные эмоции, реагировать на ситуации. Накапливается большое количество нерешенных проблем. Возникает отторжение.
Бывает так, что человек нам неприятен изначально. Кажется, что у него колкий взгляд, его поведение или речь чужды, его психотип сильно отличается от нашего. В таком случае найти точки соприкосновения бывает довольно сложно. Если вам предстоит общаться в рамках одной компании, проекта или взаимодействовать по семейным вопросам, придется понять, как убрать барьеры между вами и вместе пройти общий путь.
Как выстраивать коммуникацию с неприятными людьми
Чтобы понять, какую тактику выбрать, подумайте: что вам важно получить от конкретного человека? Какие цели вас заставляют быть гибкими и жертвовать своими интересами и ценностями?
Возможно, эти отношения совсем не стоят того, чтобы прилагать какие-либо усилия, и на качество вашей жизни это никак не повлияет. В книге Керри Паттерсон «Трудные диалоги. Что и как делать, когда ставки высоки» приведено исследование, где приняли участие более 20 000 человек из сотни организаций. В нем сказано, что люди, которые лучше всех продвинулись по карьерной лестнице и становились лидерами общественных мнений, просто умели эффективно разговаривать с коллегами вне зависимости от того, питали они к ним симпатию или нет.