Возврат к корням: есть ли славянофилы в современном российском дизайне
Если русские национальные мотивы в современной одежде развивают ведущие дизайнеры — Александр Терехов, Ульяна Сергиенко, Алена Ахмадуллина, то в искусстве дизайна и архитектуры стратегию «обращения к корням» используют единицы. Именно о таких «аутсайдерах», ушедших от подражания «французским модам», рассказывает архитектор и дизайнер Анастасия Колчина
Недавно прошла ярмарка современного искусства Cosmoscow. Художник года на ней — Павел Отдельнов, в сдержанной манере воспевающий унылую красоту постсоветских пейзажей с надписью «будущее так и не наступило». Панельки, гаражи и линии электропередач вызывают сильный эмоциональный отклик — инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пестрел фотографиями именно этой работы.
В искусстве моды — магните для талантов — искать и выражать самобытность также является хорошим тоном. Поэтому Александр Терехов и Ульяна Сергиенко делают очень русские платья, Алена Ахмадуллина даже продает их в масс-маркете, а Гоша Рубчинский неподражаемо ностальгирует о 90-х.
В искусстве дизайна и архитектуры стратегию «обращения к корням» используют единицы, но это дает реальный шанс уйти от подражания «французским модам». На самом деле, подражание — тоже традиция: каменные кружева собора Василия Блаженного вдохновлены архитектурой Италии, сталинский ампир — Возрождением и Античностью. То, как сильно результат отличается от первоисточников, тоже интересная и живая история, но интерес в мировом масштабе вызывает небольшой, в отличие от удачи соединить локальные традиции с современным талантом.
Денис Милованов
Казалось бы, невозможное: простые деревянные предметы, напоминающие русский север, стали предметами коллекционного дизайна и выставляются в Париже и Базеле. Простой стамеской и бензопилой он добивается скульптурной пластики предметов, простых и одновременно богатых содержанием и смыслом. Краснодеревщик по образованию, Милованов восстановил поморскую технологию вываривания древесины в масле, после чего она приобретает необыкновенную текстуру и оттенок. Все предметы изготовлены из поврежденных,